"Эрос. Движущая сила". Эротическая графика из собрания Кирилла Авелева. 12 февраля - 2 марта 2013.

В галере N-Prospect открылась выставка графики из собрания Кирилла Авелева «Движущая сила. Эрос». Для ART-1 коллекционер провел экскурсию по экспозиции.

Кирилл Авелев. Галерея N-Prospect пригласила известного культуртрегера Дмитрия Северюхина прочесть курс лекций «Эротика в русском искусстве» и рассказать, как эта тема развивалась от барокко до наших дней. Под эту программу и была задумана выставка графики из моей коллекции. Для которой, кстати, Дмитрий — ключевая фигура. Первые три картинки я купил в его галерее в Летнем саду в середине 1990-х. Все три были офортами Елены Новиковой. Два из них были посвящены городским сюжетам, а третья была фантазийной, с эротическим подтекстом. Для меня осознанное приобретение прекрасного началось именно с этой работы. Она называется «Король-олень» и представлена на выставке. В 2001 году по мотивам этого офорта я заказал Елене Новиковой экслибрис «Адам и Ева» для тогда же приобретенной малой «Маркизы» с рисунками Константина Сомова. Куртуазно-барочная манера Новиковой оказалась очень созвучна эстетике мирискусников.

Другая важная работа — «Минотавр и девственница». Минотавр изображен здесь лиричным персонажем, а девственница — отнюдь не такой невинной. Но, по мнению автора, в жизни именно так и бывает. В 2002 году я устраивал выставку Елены Новиковой «Жизнь на бумаге» в музее-квартире Исаака Бродского. Мы отпечатали этот офорт в пятьдесяти экземплярах. Я выкупил половину тиража вместе с доской и закрыл тираж, о чем на доске выгравирована соответствующая надпись. Хотя тогда продажами искусства я еще не занимался, и галерейной деятельностью тоже.

Елена Новикова. "Минотавр и девственница", 1998, офорт

Чтобы прийти на выставку эротической графики, вам нужно преодолеть определенное табу. Но такое же преодоление требуется и для того, чтобы такую выставку сделать. Мы с Дмитрием Северюхиным решили: раз уж он рассказывает про эротику, а я выставляю картинки, было бы нечестным демонстрировать женскую наготу, а самими остаться в тени. Поэтому на выставке есть наши обнаженные портреты. Дмитрий изображен на рисунке своей жены Анастасии Зыкиной «Любимый ребенок», а я представлен «Портретом любителя прекрасного» Петра Швецова. История такова: однажды мне потребовался мой портрет. Петр говорит: «Приходи, раздевайся, я тебя нарисую». И здесь тоже был момент преодоления — и в том, чтобы позировать, и в том, чтобы выставить эту работу.

Петр Швецов. "Портрет любителя прекрасного", 2009

Со Швецовым мы дружим давно, его работы я собираю с начала 2000-х. Мне интересны его пластические исследования границ допустимого: где тот момент, с которого поза, жест переходят границы приличия. И хотя Швецов абсолютно современный художник, классическое наследие на него очевидным образом давит и он практикует такие вот рудиментарно-старомодные методы: приглашает в студию натурщиц, сам сидит в галстуке, рисует. Я в 2010 году выпустил альбом эстампов, посвященный десяти годам его натурного рисования. Получилась ретроспектива, по работе на каждый год. Тогда же был у нас со Швецовым проект — в течение одного года я оплачивал ему натурщиц, а в качестве компенсации брал себе один рисунок с каждого сеанса. На выставке представлен "эскизный" лист Петра Швецова из серии 2008 года «Белье», выставлявшийся на Калининградской биеннале графики. В серии — четыре листа, этот — пятый, вернее, первый, с него начиналась серия. Он немного отличается от остальных по технике и формату.

Петр Швецов. "Белье", 2008

Затем, если следовать хронологии, я познакомился с творчеством Олега Яхнина. Этот замечательный художник, работы которого есть в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея, немало сделал для популяризации петербургской графики, будучи соучредителем литоклуба «Коллекция», организатором Биеннале графики. Здесь представлены его работы «Анатомия мужчины» и «Анатомия женщины». Это вещи психологические, эротика в них на уровне метафоры. Я приобрел эти два заглавных листа из намечавшегося цикла гравюр в 2001 году, когда побывал в мастерской Олега Юрьевича. А позже выкупил офортные доски и право печати второго тиража.

Олег Яхнин. "Анатомия женщины", 2000, офорт

Другой художник старшего поколения, не менее мной любимый, это Валерий Мишин. Участник газаневских выставок, он внес серьезный вклад в развитие графического языка. В конце 1960-х он начал свой авторский цикл «Мужики» и не оставляет тему до сих пор. Наиболее известная серия рисунков, офортов и литографий относится к 1980-м годам. А на этой выставке представлена работа 2010 года «Уходя — уходи». Он входит в серию эстампов «Семь житейских премудростей», состоит из семи сюжетов и является частью все того же цикла о мужиках.

Валерий Мишин. "Уходя - уходи", 2010

Во время подготовки выставки возник вопрос, что делать с более откровенными работами. В галерее N-Prospect проходят мероприятия бизнес-направленности и какие-то рамки соблюдать все же приходится. И тут выяснилось, что есть секретная комната, в которой мы выставили куртуазные рисунки Сергея Чернова, художника «Поп-механики» Сергея Курехина. Также в этом будуаре есть иллюстрации Александра и Валерия Трауготов к книге Овидия «Наука любви», и еще много чего интересного.