Выставка печатной графики студии Б&Ф из коллекции Кирилла Авелева. Библиотека книжной графики. 24 апреля — 7 мая 2013.

img_5109

Если смотреть с позиций коллекционирования, друзьям художников во все времена жилось неплохо, и даже порой удавалось процарапаться в истории искусств рядом с именем своего талантливого товарища. А какие коллекции были собраны людьми, входившими в разное время в артистические круги! Мало того, что будучи другом художника приобщаешься к прекрасному, так и картинку можно при случае получить в подарок или прикупить за необременительные деньги. Со временем остается только расширять коллекцию, с чувством сопричастности следить за растущей в мире искусства нажористостью своих товарищей и лелеять мечты о передаче изрядного художественного собрания своим потомкам, или же, на худой конец, в какой-нибудь мирового значения музей.

img_5117 Александр Флоренский. "Иллюстрации к стихам Олега Григорьева"

Сходные лестные душевные колебания я улавливал внутри себя на выставке Студии ручной печати «Б&Ф» в Библиотеке книжной графики. Студия была создана в марте 2008 года художником Александром Флоренским, курирующим ее арт-политику, и печатником Дмитрием Бугаенко, ответственным за технический процесс. Саша Флоренский — мой старший товарищ и человек, которому я многой наукой в жизни обязан, затеял эту историю как своеобразную художественную периодику. На старте проекта подразумевалось, что каждый месяц студия будет выпускать в технике ручной шелкографии альбом произведений графики современных художников, избранных Александром Флоренским. Каждый авторский проект состоит из 8—12 листов, отпечатанных тиражом в 80 экземпляров. Для исправного и гладкого течения процесса было необходимо набрать несколько преданных подписчиков, которые давали честное нерушимое слово выкупать каждый альбом, несмотря ни на какие собственной жизни катаклизмы. Предкризисная весна 2008 года давала мне все основания для оптимизма, и ежемесячная покупка произведений графического искусства никак не предвещала катастрофы семейному бюджету. Так я стал одним из подписчиков студии «Б&Ф». Каждый месяц я с нетерпением ждал очередного альбома, и получив свежую папку, с удовольствием пересматривал шершавые оттиски — чертовски приятная штука быть собирателем искусства.

img_5119 Ольга Флоренская. "Иллюстрации к рассказам о Шерлоке Холмсе"

С приходом кризиса студия стала терять темп. Альбомы стали появляться сначала раз в два месяца, потом и того реже. Сейчас я уж и не упомню, когда мне в руки попадала новая картонная папка с инициалами, набранными любимым Сашей шрифтом Hermes — тем самым, которым мы делали всю акциденцию в легендарном журнале «АДРЕСА Петербурга». Твердость, последовательность и постоянство Александра Флоренского в вопросах графического дизайна сформировали также и узнаваемый флоренский графдизайнерский язык, которому Саша не изменяет уже второй десяток лет. Надо заметить, что этот дизайнерский язык, не менее узнаваемый и авторский, чем живописно-графический язык Флоренского, в значительной мере повлиял на петербургскую визуальную картину мира, как в оформлении СМИ, так и в многочисленных кусках городской визуальной коммуникации.

Затея с регулярным периодическим изданием шелкографских альбомов, я надеюсь, не заглохла вовсе, а пока ушла на каникулы. Но возникшая пауза отнюдь не мешает проекту выглядеть абсолютно цельным, последовательным и, как это бывает с хорошими начинаниями, законченным, вне зависимости от той стадии, на которой он был прерван.

img_5116 Владимир Яшке. "Трафареты"

На выставке в Библиотеке книжной графики представлены все проекты, выпущенные Студией Б&Ф и собранные петербургским коллекционером Кириллом Авелевым: «Иллюстрации к стихам Олега Григорьева», «Знаменитые петербуржцы», «Про Шерлока Холмса», «СПб» Александра Флоренского, «Дефиле» Ии Кирилловой, «Иллюстрации к рассказам о Шерлоке Холмсе» Ольги Флоренской, «Трафареты» Владимира Яшке, «Современные художники Грузии». Также в экспозицию вошли выпущенные в Б&Ф совместно с Кириллом Авелевым альбомы шелкографий Петра Швецова «Рисунки 2001—2010» и Александра Флоренского «Рисунки к произведениям Сергея Довлатова».

Выставка получилась шире и содержательнее, чем простодушная экспозиция станковых листов. В витринах лежат замечательные тарелки с графикой Флоренского, а каждая графическая серия подробно комментируется в сопроводительных листах — это то, чего так не хватает подавляющему большинству выставок. Оно и неудивительно, художник, владеющий словом, как Флоренский — явление исключительное!

В целом, несмотря на групповой состав, выставка получилась монолитной и ладно сбитой. Подавляющая часть работ на стенках — это известные картинки Оли и Саши Флоренских. А другие приглашенные в проект художники, что по-человечески и по-кураторски понятно, принадлежат к тому кругу авторов, работы которых лежат в той же плоскости искусства, что и работы самих Флоренских. Картинки приятно читать и разглядывать, а сопроводительные тексты раскрывают еще и всякие занимательные истории, связанные с созданием произведений. Непременно рекомендую к посещению!