В сентябре на выставке 100% Design London впервые открылся «Павильон русского дизайна». Один из его организаторов, координатор агентства образовательного бренд-менеджмента Profi2profit Мария Твардовская написала для ART1 неофициальный отчет о поездке.

2013_11_14_RDP Новое реалити-шоу Meet the Russians стартовало на канале Fox как раз в дни выставки

Прошло несколько недель после того, как я вернулась из Лондона, где совместно с Анастасией Крыловой (Creativirus project) и Верой Балашовой (Woodi) мы организовывали выставку российский промышленных дизайнеров Russian Design Pavilion в рамках крупнейшей мировой выставки 100% Design London. Даже сейчас для всех нас этот опыт кажется немного нереальным. Но наша большая команда действительно это сделала! Хотелось бы отметить какие-то забавные моменты и нестандартные ситуации, произошедшие за эту неделю со мной, нашей командой, а главное — объектами выставки, которые лишний раз доказывают, что у дизайна нет национальности.

Монтаж выставки у нас занял один, но очень длинный день. Приехав на станцию Earls Court, я вышла в город, видимо, в противоположный конец, воспользовавшись одним из своих «достоинств» — «топографическим кретинизмом», я сделала обход района в 359 градусов, прежде чем добралась до расположенного у самого метро, но с другой стороны, выставочного центра. Сам центр Earls Court представляет собой огромный ангар, где проходят крупнейшие экономические, спортивные и развлекательные мероприятия от выставки 100%Design до соревнований Олимпийских Игр и музыкальной премии Brit Awards. Думаю, что мои ощущения африканца-марафонца, вышедшего на финишную прямую и впервые претендующего на призовое место среди других претендентов из развитых стран, разделяли многие мои коллеги. Российский дизайн в лице нашей команды действительно выступал гордой темной лошадкой, с одной стороны, имеющей отличную родословную, с другой, из разорившейся семьи.

earls-court

Вернемся в лондонский ангар: команда монтажников и электриков четко сделала свою работу, но были некоторые сложности с доставкой одного объекта. Так диван Димы Логинова для AR.T.EX, доставкой которого занималась сама компания, из-за спешки водителя был оставлен в километре от нашего стенда. Я с дизайнерами Flexshelf и NardDecor пошла его встречать и, чтобы сэкономить время и не возвращаться за тележкой, ребята решили донести его до места на своих сильных мужских плечах. Была картина маслом из серии «Ленин и бревно»! Но в результате диван был доставлен, за что им огромное спасибо!

Позже диван Kisses стал одним из любимых детских развлечений: малолетние посетители нашего павильона с нескрываемым удовольствием проваливались в отверстия, образованные крестами-сидениями дивана, предназначенными вовсе не для этих шалостей. Диван Димы Логинова предназначен для общественных мест, где проходят приемы или мероприятия с гостями, а эти отверстия можно использовать под ведерки с шампанским, например. Диван не располагает к длительным посиделкам, но очень эффектный и прекрасно подходит для светских фотосессий.

kisses Диван Kisses. Дизайнер: Дима Логинов

Николай и Степан Никитины (Flexshelf, StiryStore) монтировали свою незабываемую полку почти весь день, а под вечер еще и подключили необычную силикновую лампу Lampslamp Анны Струпинской и Алексея Ивашкевича, ласково прозванную между нами recycled breasts. В какой-то момент ноги Николая Никитина, монтирующего лампу в потолочной части, дополнили очередную «картину маслом». Дело в том, что в соседнем английском павильоне, на фоне которого вешалась лампа, была полка-инсталляция, представляющая собой ноги мужчины с ящиком в районе пояса. Эдакий образец английского юмора в контексте дизайна. Так вот Николай Никитин собственной персоной представил подвесной вариант модели англичан, в роли которой и был зафиксирован для истории на фото. К сожалению, инсталляция носила кратковременный характер и была «демонтирована» вместе с окончанием работ по подвеске силиконовой лампы в связи с усталостью и чувством голода модели, а также необходимостью вернуть лестницу ее хозяевам.

nikitiny_montage Степан и Николай Никитины в процессе монтажа

После одного дня монтажа последовали четыре дня интенсивной работы на выставке — с 18 по 21 сентября. Мне очень понравилась дружная атмосфера внутри нашего павильона и непринужденное общение с публикой, которая чувствовала себя в нашем уютном пространстве, как дома, разваливаясь на креслах Mikki, Acapulco chair и Ninja от Ольги Крюковой, NardDecor и Георгия Савченко (Meltzer) соответственно. Отрадно было осознавать, что в Лондон мы привезли не рабочие прототипы, а готовые изделия и вещи, сделанные для активного использования людьми в повседневной жизни.

Некоторые дизайнеры сотрудничают с нами уже три года, ранее они участвовали в наших выставках во Флоренции. Безусловно, мы общаемся не только на профессиональные, но и на личные темы. Так с неизменно элегантной и приветливой Вероникой Лазаревой (Mateo) мне удалось провести время вне выставки и погулять по центру Лондона до полнейшего изнеможения. После задушевных разговоров в итальянском ресторанчике, мы разъехались по своим отелям, чтобы на следующий день вновь продолжить работу на стенде.

Из удивительных заполнился тот факт, что, несмотря на огромное количество профессиональной публики, было очень много простых людей, очевидно, неравнодушных к красивым вещам и дизайну, но мало что знающих о русской культуре или искусстве. На выставке у нас были два объекта, отсылающие к творчеству Малевича. Полина Балашова и Марина Казакова (Woodi) помимо своей мебели представляли бренд «Разгуляев Благонравова» и рассказывали о новой яркой коллекции домашних тапок по мотивам картин Малевича, особенно пользующихся популярностью среди почтенных леди Лондона, но совершенно незнакомых с творчеством самого художника. Михаил Беляев, представляющий свое ироничное прочтение «Черного квадрата» в виде настенной полки с собственной подписью под квадратом, также был не всеми понят, на мой взгляд.

kisses_loginov Коллекия тапок «Разгуляев и Благонравова» у подножья дивана Kisses

Зато с уверенностью могу заявить, что Алекс Петунин стал звездой не только нашего павильона, но и всей выставки — именно по отзывам посетителей. Самыми частыми фразами были: «Это самое лучшее, что я видел на этой выставке!», «Разве стол не из пластика?», «Как у вас это получилось?». Его яркий футуристичный стол Lay-r, созданный с помощью технологии 3D печати, вызвал вау-эффект практически у каждого, проходящего мимо! А один из комментариев на Facebook «Ребят, да вы там всех нагнули!» имел вполне буквальное значение.

lay-r Стол Lay-R. Дизайнер: Алекс Петунин

Похожий вау-эффект имели лампа Magnon Ильи Ткача и лампа Fence Сергея Шашмурина и Алексея Быкова (OpenDesignBrand), использующие принцип магнитного соединения элементов с основой. Наша демонстрация в стиле «легким движением руки лампа превращается» стала приятным развлечением для публики.

Удивление вызывали и рубашка Юрия Вередюка New Russian, в традиционном узоре которой гости угадывали технологичный QR код, а его шифр «Бог шельму метит» случайно стал секретным предостережением для соседних Китая и Кореи, которые не то проявляли истинный интерес в отношении бесшовных кошельков Алексея Чугунникова для F.O.R. и желали их приобрести, не то занимались промышленным шпионажем. Эта тема затронула и полку Николая Никитина Flexshelf, по мнению одной недоуменной китаянки «изобретенной одним из ее соотечественников». Ну чем не показатель коммерческого успеха?!

chugi Бесшовные кошельки. Дизайнер: Алексей Чугунников

Одним словом «самодеятельностью», как охарактеризовал проекты наших дизайнеров некий журналист из Тюмени, посреди «всемирного центра мирового дизайна», наш павильон не выглядел, хотя подача могла бы быть более эффектной, но спишем это на небольшой срок подготовки.

Из приятных впечатлений, конечно, отмечу, что все российские гости (журналисты, преподаватели вузов, приглашенные нами дизайнеры) и наши партнеры из украинского журнала Salon с радостью, если не гордостью, отмечали сам факт появления российского дизайна на международном рынке, качество представленных проектов, а также желали нам всем удачи на будущее.

Марва Гриффин (Salone Satellite), очень проницательная женщина и уважаемый человек в дизайн-сообществе, посетила наш павильон, но ее мнение мы c Настей узнали только в Москве. Оно выражалось в одной емкой фразе: «You are on the right way!» Ну что ж, мы тоже на это надеемся!

Еще раз огромное спасибо всем партнерам, участникам и гостям выставки, которые дали повод съездить в Лондон и получить такой удивительный опыт! Надеюсь, наша команда сможет воспитать и обеспечить наследством нашу породистую лошадку в лице российского промышленного дизайна, чтобы со временем она занимала только призовые места.