Аукцион «Фотографика», прошедший 26 января в «Борее», — затея независимой организации «Аукцион современного искусства».

Ее идейный вдохновитель — Павел Ульянов, коллекционер, руководитель галереи Modernariat и знаток петербургской фотографической школы: именно Ульянова пригласил курировать выставку питерской фотографии в московском «Культпроекте» Петр Белый. По словам Ульянова, аукционная практика пускает искусство в ротацию и запускает процесс арт-дефлорации, то есть постепенного расширения аудитории покупателей и развития городского рынка современного искусства.

«Фотографика» стала четвертым аукционным проектом Ульянова. Предыдущие проходили в галерее Modernariat, а после ее закрытия перебрались в «Борей». Первый аукцион стал фактически первым подобным опытом продажи современного искусства в Петербурге. Он прошел в конце 2011 года и не имел названия, но имел успех: все 55 лотов — от перформанса группы «Мыло» до работ Игоря Пестова — ушли с молотка, а сборы, составившие 359 800 рублей, пошли в пользу фонда AdVita на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Второй состоялся в мае 2012 и назывался просто — «Фотоаукцион». Работы отбирались среди признанных петербургских  авторов, предпочтение отдавалось ручной аналоговой печати, однако сборы оказались незначительными, и аукцион был признан неудачным. Третий аукцион был организован спонтанно, сразу же после смерти Сергея Свешникова — в октябре 2012. На торги выставили исключительно фотографии современных петербургских авторов. Все работы стремительно разошлись, а собранные средства — около 120 000 рублей — были отданы семье Свешникова.

Проект «Фотографика» состоял из трех частей: двухнедельной выставки лотов, параллельного показа фильма Любови Аркус «Антон тут рядом» и, собственно, аукциона. Фильм на выставке показывали неслучайно: 20-процентная комиссия со сборов пошла в пользу фонда, открытого Любовью Аркус для помощи детям-аутистам. «Антон тут рядом» — документальная лента Аркус, громко прозвучавшая в 2012, рассказывает о мальчике-аутисте. На первый взгляд, документальный «ап-ту-дэйт» фильм и выставленные работы, словно бы зависшие в безвременье, имеют мало общего. С другой стороны, и то, и другое — про асоциальность.

Авторы «Фотографики» — фотографы и графики Дмитрий Горячёв, Алексей Зеленский, Игорь Лебедев, Александр Ляшко, Борис Смелов, Сергей Свешников, Андрей Чежин, Петр Белый, Валерий Гриковский, Александр Дашевский, Петр Швецов, Юрий Штапаков и другие — предоставили работы для основного блока аукциона. Букинистический раздел составили вещи из коллекции Кирилла Авелева: книжная графика Александра Флоренского и Трауготов, офорты украинского художника Константина Калиновича. Сочетание аутсайдерской подборки Ульянова и лощеной — Авелева получилось довольно нелепым, тем не менее, у обоих разделов нашлись ценители. С молотка ушли 58 лотов из 62, общий сбор, включая комиссию, составил чуть менее 300 000 рублей, таким образом, средняя стоимость лота оказалась равна 4500 рублям. Хотя фотография и графика — не самые дорогостоящие виды искусства, это весьма небольшая сумма, учитывая установленные эстимейты: в среднем «рекомендуемая цена» колебалась между 5000 и 8000 рублями. На некоторые лоты были установлены резервные цены — некий минимум, дешевле которого художник не готов отдать свою работу. Так, работа Юрия Никифорова осталась при художнике (его вещь в характерной технике «картон-масло» была единственной «нефотографической» работой на аукционе): за нее не смогли предложить удовлетворительную для художника сумму. Дороже всего ушли работы Людмилы Таболиной, Бориса Смелова и Сергея Свешникова: от 10 500 до 11 500 рублей.