С 2011 года в двух газгольдерах на Обводном располагаются мотоцентр «Рок Гараж» и автомастерская Wild side, отлично вписываяь в концепцию рекультивации старой промышленной архитектуры.

gazgolder_2 Фото: Михаил Григорьев

Вначале немного истории. В 1835 году на Обводном между современной Заозерной улицей и Московским проспектом образовалось первое в России предприятие по производству газа для уличных фонарей. Оно называлось «Общество освещения Санкт-Петербурга газом». В 1839 году Общество установило в центре города 204 газовых фонаря. В 1858 году рядом (современный адрес: набережная Обводного канала, 74) возникло второе подобное предприятие — Главный газовый завод Общества столичного освещения.

Здесь в промышленных масштабах вырабатывали специальную смесь углеводородных газов и паров. Их получали при сухой перегонке каменного угля, дерева или торфа. В печах при температуре 500—1000°c дерево разделялось на смолу, древесный уголь и парогазовую смесь, которая по трубам поступала в особую емкость — газгольдер.

Первый газгольдер появился в Англии в 1816 году. Он представлял собой кованый металлический ящик, единственная открытая сторона которого опускалась в бассейн с водой. Со временем вместо ящика стали применять колокол — металлический цилиндр со сферической крышкой. При заполнении колокола газом он поднимается, при откачке газа по трубопроводу опускается. Подобным образом устроен так называемый «мокрый» газгольдер. Мокрые газгольдеры для Общества столичного освещения в 1858—1884 годах создал разработчик всего заводского комплекса гражданский инженер Рудольф Богданович Бернгард. Два первых газгольдера — один цилиндрической формы, другой многоугольный — Бернгард возводил совместно с архитектором Отто Густавовичем фон Гиппиусом.

В десятые годы ХХ века вместе с необходимостью в светильном газе исчезла и потребность в газгольдерах. На улицах зажглись электрические фонари. Главный завод Общества столичного освещения был переориентирован на газ для котельных и бытовых нужд, затем действовал как коксогазовый завод. Наконец, в 1970-е годы он превратился в завод «Композит», специализирующийся на выпуске инструментов для металлообработки. (Историческая справка Валентины Лелиной)

Осень 2011 года положила начало новому интересному периоду жизни двух газгольдеров. Шедевры промышленной архитектуры приняли под свои круглые крыши новых жильцов. Специфика деятельности «Рок Гаража» и мастерской Wild side отлично вписывается в концепцию рекультивации старой промышленной архитектуры. Брутальная стилистика мотоциклов и классических автомобилей синергетически совпала с мощью краснокирпичных зданий. О новой жизни газгольдеров я поговорил с Анатолием [Графом] Дижевским — главным идеологом (и генеральным директором) нового мотоцентра.

Митя Харшак. Чем был обусловлен выбор площадки для «Рок Гаража»? Тот факт, что ты поселился в газгольдере, — это сугубо функциональный и прагматичный выбор или присутствуют и какие-то иррациональные мотивы?

Анатолий [Граф] Дижевский. На самом деле выбор именно этого замечательного места произошел по воле случая. Эти башни находились по пути на предыдущее место работы и каждый день вызывали живой интерес. И в один из дней решили все-таки разведать обстановку и заехали узнать, что же тут находится. К великому нашему удивлению и радости, башни оказались пусты и безлюдны. Наверняка ждали именно нас!

gazgolder_1 Фото: Михаил Григорьев

М.Х. Расскажи об основной деятельности «Рок Гаража». И насколько хорошо удалось приспособить газгольдер под твои нужды?

А.[Г.]Д. Основная деятельность «Рок Гаража» — предоставлять качественные информационно-технические услуги мотоциклистам города. Мы храним мототехнику наших клиентов, обслуживаем ее по всем правилам, тюнингуем мотоциклы или полностью их перестраиваем. Наши друзья из мастерской необычных автомобилей Wild Side строят современные спортивные musculcars и реставрируют старинные автомобили, сохраняя их аутентичность или добавляя современные агрегаты. Также на нашей площадке проходят семинары по безопасному вождению мотоциклов, технические лекции по устройству мототехники, развлекательные программы, слеты авто- и мото- организаций и клубов, коллективные просмотры интересных программ или соревнований на большом экране. В общем у нас некое центральное место, где любой интересующийся необычной техникой, будь то мотоциклист или желающий приобщиться к мотодвижению или автолюбитель, обязательно найдет для себя что-то интересное и новое.

М.Х. Мне очень интересен твой взгляд изнутри, как пользователя одного из самых известных объектов промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Насколько подобные здания пригодны для рекультивации, смены функции, живого повседневного использования?

А.[Г.]Д. Поскольку подобные здания возводились нашими предками по принципу «на века», после некоторой реконструкции они способны перепрофилироваться под любые цели и задачи. Даже сохранив историческую ценность стен, можно переделать их под любые современные проекты.

М.Х. С какими сложностями пришлось столкнуться при организации «Рок Гаража» в газгольдере? Насколько строг к тебе КГИОП? Сталкиваешься ли ты с какими-то дополнительными обременениями по сравнению, скажем, с ситуацией, если бы ты арендовал какой-то унылый новострой годов семидесятых ХХ века?

gazgolder_3 Интерьер газгольдера. Мотоцентр «Рок гараж». Фото: Михаил Григорьев

А.[Г.]Д. Мы получили эти башни со строгим условием сохранить их в историческом виде и не менять принципиальную архитектуру здания. Эта задача не обременительна и даже приятна. Понимание того, что мы помимо занятия любимым делом еще и сохраняем историческую архитектуру города, приятно греет душу. Башни имеют достаточно простую и надежную планировку, и адаптация их под наши нужды прошла безболезненно и для исторических кирпичей, и для наших идей. Унылые новострои есть везде, но территориальная и архитектурная особенность этого места и есть козырная «фишка» нашего центра.

М.Х. Какое будущее тебе видится наиболее подходящим для подобных объектов индустриальной архитектуры? Музеефикация? Рекон-струкция с изменением функции под офисные и жилые помещения? Может быть, художественная жизнь (подобно Лофт Проекту Этажи в Питере или Винзаводу в Москве)?

А.[Г.]Д. Очень радует тот факт, что КГИОП не позволяет сносить и перестраивать подобные объекты. В подобных зданиях можно организовывать и выставочные залы, и развлекательные заведения, проводить эффектные фотосессии и съемки телепрограмм. У нас уже устраивались инсталляции модных дизайнеров, проводились фотосессии, съемки исторических программ, фестивали.

М.Х. Намерен ли ты каким-то образом развивать прилегающую к газгольдеру территорию, насыщать ее жизнью? Есть ли цель превратить «Рок Гараж» в центр мотоциклетной жизни Санкт-Петербурга?

А.[Г.]Д. Территория нашего центра уже расписана по метрам. Летом мы планируем выходить на улицу с выставками мототехники и необычных автомобилей, концертами, слетами мотоциклистов из других городов и стран. Мотошкола создает полигон для обучения фигурному вождению мотоциклов. Наша цель — скорее не единый мотоциклетный центр, а создание необычного многопрофильного места встреч современных, целеустремленных и в чем-то нестандартных людей. Мы, в свою очередь, сами развиваемся как организаторы. Проведение выставок, концертов позволяет объединить культуру красивейшего города мира, брутальность мотоциклистов и прогрессивные идеи!

Впервые опубликовано в журнале «Проектор» № 4(17) 2011