Творческое объединение «Лесосплав» (Александр Берзинг, Андрей Воронов, Георгий Снежкин, Евгений Новосадюк и Иннокентий Падалко) придумали и построили из сеноблоков стебный и живой «храм в антах». Павильон создан в рамках архитектурного фестиваля «Города — 2012», проходящего на территории пространства «Архфермы» в деревне Нечаевские выселки Тульской области.

Храм в антах Храм в антах

По словам авторов, «Храм в антах» — архетипичный объект, отсылающий зрителя к одноименному и наиболее древнему типу античного сооружения эллинистического периода. Своим появлением он продолжает когда-то прерванные традиции садово-паркового искусства периода романтизма, проявляющиеся в гармоничном украшении природных ландшафтов произведениями архитектуры в виде небольших тематических павильонов и беседок. Но вместо живописного парка фоном и контекстом данному строению служит еще более живописный и несколько брутальный пейзаж когда-то заброшенной советской животноводческой фермы, территория которой ныне постепенно развивается, превращаясь в активное культурное пространство. Сам храм расположен на небольшом естественном возвышении и ориентирован своим портиком на просторную долину с озером.

В качестве основного строительного материала были использованы спрессованные блоки из сена, приобретенные с помощью организаторов фестиваля в соседнем совхозе. Такие на первый взгляд архаичные строительные материалы, как сеноблоки и соломенные маты в течение последних лет становятся в авангарде современной экоархитектуры. Опыт строительства традиционных жилищ юго-восточной Европы говорит не только о стопроцентной экологичности используемых материалов, но и об их невероятной долговечности и дешевизне. Как показали исследования и практический опыт, дома, возведенные из сеноблоков на деревянном каркасе, служат верой и правдой не один десяток лет!

Выбор такого инженерно-архитектурного решения вызван не только экологическими соображениями. По концепции авторов проекта создание монументального объекта из сена идеально отвечает выбранному месту (в самом широком смысле этого слова) и максимально приближает  этот объект-символ по визуальному восприятию и душевному ощущению к его архаическим прообразам. Сено — теплый и живой строительный материал. И сам храм получился очень добродушным и располагающим к интеракции со зрителем.

Доказательство подобной интеракции авторам было предъявлено в последний, завершающий день работы над постройкой храма. Ранним утром, на рассвете, архитекторы пришли к своему уже возведенному под крышу объекту, чтобы внести в проект последние архитектурные детали. И в столь ранний час спугнули парочку, которая самозабвенно занималась любовью прямо на полу, сложенном также из сеноблоков — просто классическая ситуация любовных утех на сеновале. Эх, знали бы, что там процесс в самом разгаре, дали бы людям закончить, а то неловко получилось. Ясное дело, что подобный случай заставил авторов задуматься об усовершенствовании внутреннего убранства храма, и на ровный до той поры пол были добавлены лежанки из того же душевного материала — все для людей!

Подобный опыт использования античного храма вполне в духе традиций эллинистического периода. И простодушное соитие неизвестных гостей стало символическим сакральным актом освящения средового объекта в культовое сооружение — настоящий храм любви.

Впервые опубликовано в журнале «Проектор» №3 (20) 2012.