Круглый стол "Образование, дизайн и городская среда". Лофт-проект "Этажи". 16 февраля 2013 года.

В завершение выставки «Градографика» в пространстве «Катушки» в лофт-проекте «Этажи» состоялся круглый стол «Образование, дизайн и городская среда». Организаторы Лилия Воронкова и Екатерина Сотникова постарались: зал, хоть и урезанный ремонтом, был заполнен неравнодушной молодежью. А выставочные экспонаты — инфографика, дизайнерские карты, навигационные схемы — выполняли роль декорации, созвучной теме круглого стола.

Мария Давыдова. Иллюстрация для "Квартального надзирателя", приложения к журналу "Собака.ru"

Название мероприятия стоило бы сформулировать точнее: речь на нем шла не о дизайне и городской среде как таковых, а об образовании в этих сферах. Это и понятно, изучать средовой дизайн, урбанистику и прочие передовые дисциплины в Петербурге можно: "Муха", Политех, ГАСУ и СПбГУ выдают соответствующие дипломы. Что, впрочем, вовсе не означает наличия соответствующих профессиональных практик. Вот за отсутствием последних и приходится говорить лишь о том, что есть — об образовании.

Модератором встречи выступил сотрудник Центра независимых социологических исследований Олег Поченков. В ходе обмена репликами с аудиторией лекторы не скрывали существующего противоречия между теорией и практикой. Максим Шпаковский, основатель центра дизайна и урбанистики Make it, высказался в том духе, что предложение рождает спрос. Его поддержал архитектор, преподаватель ГАСУ Данияр Юсупов историей про старт карьеры Рема Колхаса, который сначала придумал свое место в современной архитектуре и только потом оно образовалось. По выражению архитектора, «медиазвон» — это та технология, которая позволяет внедрять современные урбанистические практики в российскую жизнь. Примером успеха технологии может служить Москва, где молодые архитекторы и дизайнеры уже перешли от стадии «хипстерских интерьеров» к решению глобальных городских задач. Например, обустройству парка Горького. «Медиазвон» или, в менее корректной формулировке, «троллинг», имеет, по мнению докладчика, и свою региональную специфику. В Москве главный землевладелец — город, значит троллить стоит чиновников. В Петербурге значительную роль в имущественных вопросах играет крупный бизнес, то есть именно он должен стать целью медиа-атак.

ploshad_A1_RGB

Все спикеры имеют опыт преподавания в городских вузах. Исключение составляет только Максим Шпаковский, который, однако, тоже вынашивает планы на создание частной образовательной затеи в рамках Make it. Благодаря тому, что центр дизайна и урбанистики не вписан в структуру профильного обучения, у его директора есть возможность посмотреть на ситуацию со стороны. Именно он сформулировал один из самых любопытных комментариев в отношении государственного образования. В западной терминологии учебные навыки разделяются на hard skills и soft skills. Первые — это собственно профессия, вторые — это навыки общения с заказчиком, коллегами и властью. Российское образование, по словам Шпаковского, ограничивается «тяжелыми» умениями и полностью игнорирует «мягкие». Тогда как успешность деятельности архитектора или дизайнера зачастую связана именно с soft skills.

Екатерина Сотникова. Схема метро Петербурга

Анна Холина представила самый дизайнерский доклад. В том смысле, что говорила она быстро, по существу, подкрепляя сказанное содержательными иллюстрациями. Анна преподает в Политехе, на базе которого она принимала участие в разработке образовательного госстандарта. В своем выступлении она сравнила наш ГОСТ с английским и рассказала, что в Великобритании учат быстрее, мобильнее, а многих навыков студенты набираются на интенсивных летних курсах.

Иван Куликов, бывший преподаватель Академии барона Штиглица, директор студии «Терминал-дизайн», посвятил доклад навыкам, которыми должен обладать дизайнер-график при работе с городской средой. Если коротко: дизайнер должен уметь и знать все. Примерно в том же духе выступила и обладательница трех дипломов Юлия Колесова, средовой дизайнер, преподаватель СПбГУ.

Подводя итог встречи, Олег Паченков обратился к участникам с вопросом: «Как должно быть устроено учебное заведение, обучающие средовому дизайну и урбанистке?» В ответах спикеры проявили единодушие — такое учебное заведение может быть только коммерческим и частным.