РОСФОТО, 14 февраля — 31 марта 2013

Лив Ульман и Биби Андерсон. Кадр из фильма "Персона" (1966) Лив Ульман и Биби Андерсон в фильме "Персона" (1966)

На выставке «Лив Ульман и Ингмар Бергман» в «РОСФОТО», в коридоре, так  по-бергмановски длинном и узком, представлено несколько десятков фотографий, кадров из фильмов, афиш. На них – бледное лицо Ульман с веснушками и чувственными губами. Рядом – острый профиль Бергмана, то весело смеющегося вместе со съемочной группой, то задумчиво сидящего поодаль. В небольшом закутке нон-стоп транслируется часовой документальный фильм о Лив Ульман.

Кажется, они были необходимы друг другу. И хотя Бергман снимал в кино многих женщин, Ульман всегда стояла немного особняком. По крайней мере, для зрителя. Это с ней он рыдал от материнского равнодушия в «Осенней сонате», с ней молча бродил по холодным скандинавским берегам в «Персоне», с ней же бесстыдствовал в атмосфере болезненного угасания в «Шепотах и криках»... От фильма к фильму Лив Ульман перевоплощалась в бергмановских героинь – чистых и измученных, терпеливых и сумасбродных, пылких и сдержанных. Всегда глубоких и пронзительных.

Но дело, конечно, не только в драматургии. Настоящим кинопотрясением для зрителей 60-х годов стали крупные планы Ульман в «Персоне». Камера вдруг замирала, будто не в силах оторваться от этого лица. Экранное время шло и шло, герои не произносили ни слова, а внутри зрителя происходило что-то очень важное. Чистый кинематограф.

Нынешняя выставка, конечно, не передает всех этих ощущений. Вероятно, этого и не планировалось. Показанные здесь снимки – хаотичные следы, блеклые отпечатки жизней двух людей, проработавших бок о бок около пятидесяти лет – лучше всего воспринять как повод. Поговорить, посмотреть и пересмотреть. И, возможно, это самое правильное, к чему может побудить выставка про кино.