Фестиваль «Немое кино + живая музыка: датский феномен». Кинотеатр «Аврора», 9 - 22 марта 2013.

Кадр из фильма «Тайна Хилл-Парка» Кадр из фильма «Тайна Хилл-Парка»

Фестиваль приурочен к двум торжественным датам: 10-летию деятельности датского института культуры в Санкт-Петербурге и 100-летию легендарного кинотеатра «Аврора». В эти праздничные дни на сцене кинотеатра «Аврора», который в далеком 1913-м году назывался синематеатром «Пикадилли», соединятся немое черно-белое кино и современная музыка.

Фестиваль откроется 9 марта в 19:00 мелодрамой «К свету» режиссера Хольгера-Мадсена с Астой Нильсен в главной роли, озвучит картину известный петербургский пианист и композитор Александр Лыгун.

15 марта в 19:00 на экране комедийный детектив А. В. Сандберга «Тайна Хилл-Парка» в музыкальном оформлении контрабасиста, одного из лучших джазовых музыкантов России Владимира Волкова.

На закрытии фестиваля 22 марта в 19:00 показ фантастической картины Хольгера-Мадсена «Путешествие на Марс» сопроводит музыка скрипача группы «Аквариум» Андрея Суротдинова.

"В начале 1910-х годов датский кинематограф, резко стартовав из полной безвестности и провинциальности, за считанные месяцы занял одну из лидирующих позиций в мире — и прочно удерживал её на протяжении целого десятилетия, став одним из самых ярких феноменов во всей истории мирового кино. Смелые технические эксперименты, переворот всех представлений о правилах существования актёра на киноэкране, тщательная разработка системы жанров и обогащение её жанрами новыми, дотоле невиданными, — всё это и многое другое обеспечило громкую славу датским кинематографистам в 1910-е годы. Именно датчанам, как никому другому, принадлежит честь создания авторского кино — повествования, в котором все элементы сюжета и киноязыка подчинены единой авторской мысли. Именно датчане, как никто другой, изменили устойчивое представление о том, что настоящая функция кино — документировать реальность, а игровые фильмы — ширпотреб и второй сорт; с помощью множества изобретательных и хитроумных режиссёрских средств они умудрились совместить вымышленный сюжет с подлинностью экранного мира, что явилось истинной революцией и определило, без преувеличения, всё последующее развитие киноискусства.

Для современных кинолюбителей «датское немое кино» — это в основном гениальное творчество Карла Теодора Дрейера. Но творчество это стало лишь высшим и, стоит заметить, последним проявлением, последним плодом той великой национальной киношколы, где на протяжении десятилетия трудились сотни профессионалов высочайшего класса, без которых Дрейер, с его одержимостью подлинностью и авторским строением фильма, просто не появился бы. Многие из датских фильмов той эпохи и поныне способны поразить даже самого искушённого зрителя. Три из них и будут показаны на фестивале «НЕМОЕ КИНО + ЖИВАЯ МУЗЫКА: ДАТСКИЙ ФЕНОМЕН».

Алексей Гусев, киновед