Вторая сцена Мариинского театра разом превратила читателей интернета в свирепых балетоманов и архитектурных критиков. Продолжаем разговор, начатый в материале "Гипермариинка". Как строят у них: шесть оперных театров от Сиднея до Осло.

Сиднейский оперный театр

В современном мире новые оперные театры строятся чаще всего там, где никогда не было старых. Так, символом Сиднея и всей Австралии стало здание оперы, возведенное по проекту датчанина Йорна Уотзона на месте трамвайного депо. При этом строительство, начавшееся в 1959 году, затянулось на четырнадцать лет вместо обещанных четырех и обошлось вместо запланированных семи миллионов австралийских долларов в сто два. В 2003 году, через тридцать лет после открытия театра королевой Елизаветой II, архитектор получил за него сверхпрестижную Притцкеровскую премию. А еще говорят, что это в России надо жить долго, чтобы дожить до признания.

В старой Европе новые оперные театры появляются там, где по-настоящему бьется пульс музыкальной жизни. В Западном Берлине, после возведения Стены лишенном собственной оперы, новое здание для Немецкой оперы было построено в 1961 году по проекту Фрица Борнемана и сегодня выглядит морально устаревшим, напоминая советский ДК.

Немецкая опера в Берлине

В Париже в 1989 году к юбилею разрушения одноименной тюрьмы и революции, по проекту Карлоса Отта была построена Опера Бастилия. После этого в исторической Опера Гарнье идут исключительно балетные спектакли, а в новом здании — как оперы, так и балеты. Кстати, в Мариинском театре такого деления не будет — и на основной, и на второй сценах будут даваться и оперы и балеты.

Опера Бастилия в Париже

В Лондоне в 1997-1999 годах по проекту сэра Ангуса Стерлинга довольно удачно реконструировали историческое здание Ковент-Гардена. Правда в итоге старый зал стал напоминать дополнение к многоуровневому ресторану, расположенному в фойе с эскалаторами, где перед спектаклем подают закуски, в первом антракте — горячее, а во втором — десерт.

Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне

В Копенгагене, который с XIX века благодаря хореографу Августу Бурнонвилю считался одной из балетных столиц мира наряду с Парижем и Петербургом (например, в Лондоне балетной труппы не было до 1930-х годов, а в Ковент-Гардене первый балетный спектакль состоялся только в 1946-м), опера очевидно чувствовала себя обделенной и для нее в 2004 году было построено современное здание по проекту датчанина Хеннинга Ларсена вроде бы в самом центре города — напротив резиденции королевы, но в реальности в районе города, отделенном от исторической застройки широкой гладью воды. В результате здание, обдуваемое всеми ветрами, стало новым центром культурной жизни Копенгагена в окружении малоэтажной застройки. Сооружение обошлось в 500 миллионов долларов, но было оплачено частной компанией, которая подарила его государству.

Оперный театр в Копенгагене

А вот в провинциальном Осло оперный театр был построен в 2007 году на деньги из госбюджета в самом центре города рядом с морским портом. По кровле здания, наклоненной в сторону воды, свободно гуляют все желающие — она стала главным городским променадом и раем для скейтборидстов.

Оперный театр Осло

Во всех этих городах строительство оперных зданий становилось событием, сами сооружения привлекали туристов и местных жителей, помогали привести в театры молодую публику и давали импульс для движения вперед самих трупп. Спонсоры и меценаты с большим воодушевлением готовы были поддерживать новые постановки материально, поскольку их имена и названия их компаний ассоциировались не с чем-то бархатным, золоченым и пыльным, а с суперсовременным, успешным и модным. В итоге довольны были и городские власти, и артисты, и публика. Ждет ли такая судьба Мариинку-2, покажет, естественно, время. Остается надеяться, что в этом отношении мы от остального мира не отличаемся.