Так получилось, что этот дом — у меня на пути к станции метро. И всякий раз, сидя в маршрутке, неосознанно пытаюсь кинуть на него взгляд. Удовольствия получается больше, чем когда смотрю на конкурента по Пискаревскому проспекту: итальянскую классицистическую кампаниллу, водонапорную башню – остатки от паросилового цеха Охтинской бумагопрядильной мануфактуры. Башня эта, вся такая рваная, грустная очень.

03

Дом Бенуа 2008 года притягивает задорностью. Эскизы Александра Бенуа, выбранные российско-германским архитектором Сергеем Чобаном, — заглавный элемент фасада.

Редкая петербуржская знаменитость XIX в. не побывала здесь, на бывших Кушелевских дачах, где были когда-то очень знамениты ванны Полюстровских минеральных вод. Даже Александр Дюма сумел здесь погостить. Архитектор Чобан, однако, остановился на фигуре художника Александра Николаевича Бенуа, проведшего, начиная с 7 лет, несколько летних сезонов на одной из дач, которая располагалась прямо у уцелевшего ныне, но находящегося в рухлядном состоянии Кушелевского дворца.

Чаруют и удивляют воспоминания Бенуа. Целая глава, «Кушелевка», отдана находившемуся здесь Кушелевскому парку, в котором были «Кофейный дом», дома в английской готике, баня-купальня, парк, со стоявшими в нем статуями и вазами и содержавшимися в чистоте каналами, по которым скользили золоченые гондолы; главная диковина — Кваренгиевская ротонда и памятник Екатерины II в образе Кибелы,  триумфальная арка, «китайский» мостик и мостик со львами, «ферма», липовая аллея с бюстами римских императоров и знаменитая Руина Кваренги в виде развалин замка с круглой башней. Этого сейчас нет. Ничего не осталось и от знаменитых, проходивших здесь празднеств с фейерверками, зимних катальных горок и летних «чудесных уловов» местной рыболовной тони.

От детства возникший сентиментализм Бенуа будоражит еще и никогда не виденным мною Петербургом. Реверансом ушедшему городу оказывается выбор Сергеем Чобаном и этого художника, и известных его работ – эскизов к Дягилевским сезонам в Париже 1907 – 1911 гг.

В плоский фасад здания между каждой парой окон вставлены в шахматном порядке во много раз увеличенные эскизы костюмов к балету Стравинского «Петрушка», балету-пантомиме Черепнина «Павильон Армиды», эскиз костюма Т. П. Карсавиной. Всего работ 7, и они чередуются.

Между узнаваемыми героями (Паша, Маркиз Фьербуа, Кучер, Уличная танцовщица, Балерина) не существует оперно-балетного диалога – они из разных спектаклей. Эскизы выбраны за то, что они сценические и могут «читаться» с дальнего расстояния как в театре, так и подходящими к зданию прохожими. Каждый художник по костюмам знает специфику театральных эскизов, рассчитанных на дальнее восприятие – ударными элементами являются яркость, многоцветие, четкость общего абриса, «размытость» мелких деталей.

Здание-скульптура и здание-фасад - Чобан знает эти два типа современной обработки плоскости в архитектуре Запада. В Доме Бенуа он реализует здание-фасад. Говорит, что подобная эффектная орнаментика очень сложна, и покрытие здесь потребовало использования редкой технологии – электронного принта на стекле увеличенных цветных эскизов с заменой фона на черный. Таким образом, на старый железобетонный каркас недоснесенного корпуса завода «Россия» надели новую стеклянную оболочку, в которой ключевыми стали панели Бенуа 5х2 м каждая.

Очередной хитростью архитектора оказалось следующее. За каждым стеклом с нанесенным на него изображением костюмного эскиза располагаются 30 белых светодиодов, которые включаются с наступлением темноты, горят всю ночь (до 10-12 часов подряд) и рождают иное восприятие здания. Днем и ночью Дом Бенуа разный!

Здание широко раскрытой книжкой вытягивается вдоль Пискаревского проспекта, надламливается по центру, по чьей оси располагаются лифты – их движение отчетливо заметно благодаря прозрачным стеклянным панелям.

Очередной придумкой Чобана стало декоративное оформление здания изнутри, со двора. Игры с оптическим здесь достигают своего апогея. Эскизы Бенуа, увеличенные многажды с лицевой стороны, использованы и здесь. Только лишь разобрать, оборка платья какой балерины создает раздробленную «до пикселей» обесцвеченную волну, ну никак, увы, нельзя…