Val Williams. Martin Parr. - Phaidon Press Ltd, 2004. - 352 с.

9780714843896

Группа пестро одетых корейских туристов, чинно выстроившись в два ряда, позирует фотографу на фоне Парфенона. Рядом сбились в кучу европейцы (все как один в шортах), увлеченно слушая объяснения гида. Женщина в нелепо выглядящем посреди пустыни деловом костюме, с кожаным портфелем в руке стоит перед пирамидами в Гизе, а на переднем плане – срезанная краями фигура продавца сувенирных тутанхамонов и нефертити. Стойка с открытками по 70 центов, на которых запечатлены живописные виды швейцарских Альп, заслоняет собой значительную часть реального пейзажа с лыжниками в ярких шапочках и канатной дорогой вдалеке.

Это описание трех снимков, вошедших в один из лучших альбомов английского фотографа Мартина Парра «Small World», представляющий  иронический взгляд автора на одержимость современного человека туризмом.

У другого известного британца, Дэвида Лоджа, есть роман с аналогичным названием, в русском переводе звучащим как «Мир тесен». С фирменным английским юмором Лодж препарирует в нем еще одну разновидность сегодняшнего туризма – туризм «академический». Его персонажи,  университетские преподаватели, перемещаются по всему миру, с одной научной конференции на другую, везде натыкаясь на одни и те же лица, заводя интрижки и попадая в нелепые ситуации. Лодж ироничен, насмешлив, но одновременно снисходителен и полон симпатии к своим героям, которых постоянно подводит «слишком человеческое».

Традиции английского юмора, где сарказм переплетается с меланхолией, комическое скрывает в себе печаль и vice versa, как и все английские традиции, уходят корнями в далекое прошлое. Уже «Кентерберийские рассказы» Чосера, написанные в конце XIV века, демонстрируют полный арсенал юмористических приемов – от добродушного подтрунивания до едкой сатиры. Дальше – больше. Романы Стерна и Филдинга, Диккенса и Теккерея, Вудхауза и Джером К. Джерома населены множеством комических типов, экстравагантных чудаков, представляющих разные грани пресловутого английского характера. В изобразительном искусстве сатирическая традиция нашла выражение прежде всего в творчестве Уильяма Хогарта и целой плеяды замечательных карикатуристов конца XVIII – первой половины XIX века: Томаса Роулендсона, Джеймса Гиллрея, Джорджа Крукшенка, Роберта Дигтона и др.

19

Одной из главных мишеней английского юмора становится собственно «английскость» – национальный характер, быт, привычки и ритуалы. Рефлексия по поводу национальной идентичности присуща, разумеется, не только британцам. Но если немцы (скажем, Томас Манн, любивший порассуждать о немецкой ментальности) в подобных случаях впадают в тяжеловесную серьезность, а наши обращения к специфике «русской души» как правило надрывны и патетичны, то англичане редко забывают о самоиронии. Хорошей иллюстрацией к этому тезису может служить фотография, сделанная Парром на скачках в Галвее: крупный план покрасневшей от солнца, заплывшей жиром, веснушчатой спины немолодой леди в элегантном платье и обязательной шляпке «в тон», на поля которой в качестве неожиданного аксессуара уселась муха.

Мартин Парр начинал карьеру фотографа в 1970-е годы, делая снимки в духе американских документалистов, в частности, Роберта Франка. Альбом Франка «Американцы», вспоминает Парр, был первой купленной им книгой, которую он рассматривал так жадно, «как какой-нибудь порнографический журнал» [1]. В середине 90-х, когда Парр уже начал работать с цветом, он сделает кадр с британскими флагами (вернее, флажками-вымпелами), один из которых загораживает лицо пожилой женщины в цветастом платье – своего рода омаж Франку, снявшему когда-то похожий мотив, только, само собой, с флагом американским.

Уже в ранних фотографиях Парра складывается основной круг его интересов, включающий все, что можно определить словами «обычное», «банальное», «привычное», «повседневное» (прежде всего обыкновенных людей в заурядных ситуациях), и формируется тот остро-ироничный взгляд на окружающий мир, который затем получит развитие в наиболее значительных его сериях – «One Day Trip» (1988), «The Last Resort» (1983 – 1986), «The Cost of Living» (1986 – 1989), «Think of England» (1996 – 2000).

Действительно, Парра нередко характеризуют как фотографа «злого», жесткого, критично настроенного по отношению к современному обществу и человеку. В 90-е годы некоторые из членов агентства "Магнум Фото" наотрез отказались принимать его в свои ряды, усмотрев в снимках англичанина откровенную издевку над людьми [2]. На обложку его альбома, вышедшего в издательстве «Phaidon», вынесены следующие слова автора вступительного текста Вэл Уильямс: «Фотографии Мартина Парра способны вызвать у нас сильный дискомфорт. Он создал комедию о той пище, которую мы едим, той одежде, которую мы носим, тех местах, где мы бываем; он пристально всмотрелся в тот образ жизни, который мы ведем» [3].

Больше всего критики и упреков в мизантропии снискал проект Парра «The Last Resort», показанный, кстати, на прошлогодней Фотобиеннале в Москве. Эта серия включает в себя ряд цветных снимков, сделанных в Нью-Брайтоне, некогда популярном, но давно пришедшим в упадок морском курорте на северо-западном побережье Англии. На них – унылые, до предела захламленные пейзажи с отдыхающими «на лоне природы» среди гор мусора столь же унылыми и малопривлекательными людьми.

05

Скандальная репутация этой серии не в последнюю очередь связана с тем, что объектом язвительного взгляда фотографа становятся здесь представители рабочего класса, то есть одной из тех социальных групп, всякая ирония в адрес которых в политкорректном западном обществе неуместна и недопустима. Критики поспешили упрекнуть Парра в высокомерии и «эксплуататорской позиции». «Наш рабочий класс, обычно с благожелательностью рассматривавшийся фотографами-документалистами, становится мишенью насмешек для более утонченной аудитории. Они показаны тучными, недалекими, лишенными вкуса скучными конформистами, неспособными декларировать какую бы то ни было индивидуальную идентичность. Они носят дешевую вульгарную одежду, консервативность фасонов которой передает их жалкий жребий», – писал о персонажах серии Дэвид Ли [4]. А великий Картье-Брессон, увидевший эти фотографии, нашел, что они полны злобы и презрения.

Сам же Парр в интервью корреспонденту журнала «Афиша» в ответ на подобные обвинения возражает: «Конечно, во мне есть некоторое озорство, желание побаловаться, когда я снимаю людей. Но самое главное не это, а то, что я показываю людей такими, какие они на самом деле есть. Большинство фотографий, с которыми нам приходится сталкиваться, — либо пропаганда каких-то нелепых идеалов красоты, либо улыбающиеся лица из фейсбука. Это ложь. Я просто показываю людей такими, какие они есть. (…) Я хорошо отношусь к людям именно потому, что вижу их настоящими, и они мне нравятся» [5].

parr-blue

Комический характер большинства работ Мартина Парра зачастую отвлекает внимание зрителей и критиков от их выразительных качеств и художественных достоинств. Между тем Парр один из наиболее интересных «колористов» среди сегодняшних фотографов. Вслед за американцами Стивеном Шором и Уильямом Эгглстоном он придает цветной фотографии, долгое время с презрением отвергавшейся профессионалами, статус искусства. Известно, что Парр использует вспышку даже при ярком солнечном свете, добиваясь тем самым предельной интенсивности цвета.

Крупные планы в сериях «Benidorm», «Common Senses» или «British Food» не только показывают комедию повседневной жизни, но и представляют собой своеобразные колористические штудии, где волейбольный мяч в руке обладателя «пивного животика» и пучка седых волос на груди или нелепые «наглазники» загорающей в шезлонге пожилой дамы – это еще и по-вермееровски сочные и пронзительные пятна желтого и синего, а фасоль, плавающая в томатном соусе, или цветущие перед дремлющими в инвалидных колясках старушками тюльпаны разыгрывают мистерию красного, достойную облачений Иннокентия X на веласкесовском портрете.


[1] Цит. по: Val Williams, «Martin Parr» (London, Phaidon, 2010), p. 32.

[2] Мартин Парр был принят в Магнум в 1994 году с перевесом в один голос.

[3] Val Williams, «Martin Parr» (London, Phaidon, 2010).

[4] См. The Last Resort, Martin Parr, http://iconicphotos.wordpress.com/2012/02/27/the-last-resort-martin-parr/

[5] «Мои фотографии — это исследование собственного лицемерия», интервью с M. Парром А. Боярской, http://www.afisha.ru/article/martin-parr/