В материале «Исторический эпицентр» ART1 рассказывает о том, каким видят будущее города те, от кого оно зависит в первую очередь — героями (или антигероями) этой серии становятся архитекторы, уже оформившие свои взгляды в реальные концепции. Герой второй части — главный архитектор «Горпроекта» Филипп Никандров.

Руководитель "Горпроекта", архитектор Филипп Никандров

В 2012 году «Горпроект» выставил свою работу на городской конкурс, участникам которого было предложено разработать концепции развития двух территорий: Северная Коломна — Новая Голландия и Конюшенная площадь — улица Миллионная. Несмотря на то, что организаторы этого «смотра» хотели видеть оформленные предложения сразу по двум участкам, компания в своей работе ограничилась одним. Выбор Северной Коломны Филипп Никандров объясняет тем, что "территория вокруг Конюшенной площади и Миллионной улицы не страдает недостатком внимания со стороны туристов, бизнеса и властей. Развитие и преображение этой территории за последние двадцать лет – очевидно».

Новая Голландия с пешеходными набережными вокруг - центр квартала искусств

Квартал искусств у памятника-призрака

Представим, что Санкт-Петербург – это город масштабных проектов, которые при этом еще и успешно реализуются. На полную мощность работает Западный скоростной диаметр, тысячи машин пересекают Неву по Ново-Адмиралтейскому мосту, балетоманов принимает станция метро «Театральная», расположенная на углу улицы Декабристов и Лермонтовского проспекта. Здесь находится знаменитый квартал искусств, который тянется вдоль Крюкова канала мимо Военно-Морского музея к Новой Голландии. Сюда легко добраться на автомобиле, тем более что найти место для парковки в районе – не проблема. Оставьте его в паркинге, который сооружен на месте стадиона университета имени Лесгафта, или на многоуровневой стоянке прямо под Мойкой.

Паркинг под Мойкой

Если вас обеспокоила судьба стадиона, то волноваться нечего. Прямо на крыше паркинга есть футбольное поле, беговые дорожки и даже трибуны. Что же касается парковки под дном реки, то и по этому поводу переживать не стоит. Набережная оборудована специальными лифтами-подъемниками, а расположение стен этого подземного сооружения (7-10 метров от набережных и более 20 метров от фундаментов и фасадов близлежащих зданий) гарантирует минимальное геотехническое влияние и никакого риска для существующих исторических памятников.

Дальше автомобиль вам не понадобится. Так называемый «театрально-музейный квартал» вдоль Крюкова канала от улицы Декабристов до площади Труда – почти полностью пешеходный. Здесь есть десятки модных бутиков, кафе, рестораны, уличные экспозиции Военно-морского музея, «Аллея звезд» со встроенными в мостовую «звездами» не только актеров и музыкантов, но и знаменитых российских архитекторов.

"Аллея звезд" расположена на пешеходной набережной и призвана привлечь в район туристов

По Крюкову каналу снуют прогулочные кораблики. Можно сойти к воде можно по одному из многочисленных спусков, а можно пройти мимо Центра современного искусства в Новой Голландии и оказаться на площади Труда. Там над давно проложенным подземным переходом возвышается памятник, посвященный Благовещенской церкви, которая была разрушена еще в далеком XX веке. Эта ажурная композиция из легкого металлического каркаса повторяет не только форму, но и размер бывшего храма. При этом сваренный из стальной арматуры и проволоки каркас этого «памятника-призрака» не препятствует движению транспорта на Благовещенский мост и не мешает парковаться экскурсионным автобусам у Военно-морского музея.

Ажурная металлическая конструкция над площадью Труда - доминанта района. Композиция посвящена находившейся тут ранее Благовещенской церкви

Пешеходная зона как каркас территории

Сосредоточив свое внимание только на территории Северной Коломны и Новой Голландии, учитывая реконструкцию последней, а также открытие Военно-морского музея и второй сцены Мариинского театра, «Горпроект» предложил создать здесь «театрально-музейный квартал». В частности компанией предлагается сделать пешеходными Галерную улицу и набережную Крюкова канала от площади Труда до улицы Декабристов. «Пешеходная зона будет образовывать ось всей территории", - рассказывает Филипп Никандров. -" Здесь могут быть расположены экспонаты Военно-морского музея, включая корабельные пушки, мины, подводные лодки, реплики парусных судов, а также «Аллея звезд» и ряд концертных, выставочных и фестивальных площадок».

Главным общественным пространством, по мнению разработчиков концепции, станет Новая Голландия. Для повышения уровня ее доступности предлагается возвести несколько новых мостов. Не обошлось без использования и окружающих Крюков канал внутридворовых территорий. «Создание пространственных систем в существующей внутриквартальной дворовой среде призвано превратить этот район в культурный центр с площадками для выставок, концертов, праздников и фестивалей", - развивает свои идеи Филипп Никандров. - «И в конечном итоге сделать эту территорию поистине культовым местом Петербурга, не уступающим по своей притягательности известным ансамблям «золотого треугольника».

Набережная Крюкова канала - не только пешеходная ось всей территории, но и место для проведения выставок, концертов, перфомансов

Примером исторического центра, идеального в транспортном отношении, для Филиппа Никандрова является Венеция. По его словам, там пассажирские и грузовые перевозки, осуществляемые водным путем, никогда не пересекаются с пешеходными маршрутами. «Это идеальная сегрегация пешеходов от транспорта», - уверен Никандров. - «Никогда не видел в Венеции «пробок» на магистральном Канале Гранде, а на водном такси вы всегда вовремя доберетесь из города прямо до аэропорта».

Зато идеи Петра I о возведении на берегах Невы «Северной Венеции» Филипп Никандров называет ущербными. «Реки у нас промерзают на добрые шесть месяцев, и недаром после смерти императора уже вырытые на Васильевском острове каналы были засыпаны и превратились в «линии», - рассказывает главный архитектор «Горпроекта». Так Северная столица стала сухопутной, а предназначенные для конных экипажей улицы и мосты навсегда приговорили исторический центр к поиску компромисса.

Атриумы и подземные парковки призваны включить в общественное пространство некоторые петербургские и сделать их доступными как для пешеходов, так и для автомобилистов

Рецептом спасения от транспортного коллапса Филипп Никандров считает введение платы за парковку, ограничение автомобильного доступа в исторический центр тех, кто в нем не проживает и не работает, и развитие общественного транспорта. «Все это давно используются на практике в крупнейших мегаполисах Европы и другими способами обеспечить функционирование, комфорт и привлекательность исторического центра невозможно», - уверяет он. По его мнению, в случае с территориями Северной Коломны и Новой Голландии без совмещения транспортных путей с «перехватывающими» парковками и пешеходными маршрутами не обойтись.

Концепция «Горпроекта» предусматривает снос старого спортивного комплекса Университета имени Лесгафта и организацию на его месте парковки на две тысячи машин. Правда, без занятий на воздухе студенты Университета остаться, по задумке авторов концепции, не должны: на крыше нового сооружения можно разместить футбольное поле, беговые дорожки и даже крытые трибуны.

Дело совсем далекого будущего – строительство парковок под реками и каналами. По предварительным расчетам специалистов «Горпроекта», их создание может проходить на безопасном расстоянии от берегов и расположенных поблизости зданий. Правда, по мнению Филиппа Никандрова, город еще «не созрел к подземному строительству, для рентабельности которого необходим как минимум двукратный рост арендных ставок. В силу плоского рельефа и близости грунтовых вод любое подземное строительство автоматически становится «подводным», то есть страшно дорогим, длительным и сложным», - считает автор концепции.

С большим скепсисом Никандров относится и к масштабному развитию велотранспорта. «Во-первых, огромные расстояния. Во-вторых, долгая зима. В-третьих, высокий уровень загрязнения атмосферы на городских магистралях», - перечисляет доводы против велосипедизации Петербурга Филипп Никандров. При этом о полном отказе от использования в Петербурге велосипедов речь не идет: «Прогулочный маршрут с прокатами мог бы проходить вдоль парков «золотого треугольника», однако, перспективу для исторического центра я вижу в развитии подземного , наземного и водного общественного транспорта».

Центр требует вмешательства

Территорию Коломны Филипп Никандров называет депрессивной. Она больше других районов требует вмешательства властей. По сведениям архитектора, именно здесь сохраняется рекордная доля коммуналок. Впрочем, остальные участки центральной части города также далеки от идеала. «Нужно рассматривать вопрос о частичной реконструкции кварталов при условии обязательного сохранения и реставрации фасадов», – рассуждает Филипп Никандров, - «С одной стороны, там где существуют охранные требования никакого «новодела» быть не должно. С другой стороны, нельзя всю историческую застройку считать ценной. Если один из дворов-колодцев в глубине квартала превратится в многоэтажный паркинг для жильцов, освободив от припаркованных машин часть прилегающей улицы, то от этого выиграют все».

Набережная Крюкова канала - пешеходная ось квартала искусств

Важной частью концепции стали предложения по разработке единой колористической политики для кровель и единого дизайн-кода подсветки, витрин и прочих элементов благоустройства. "Город сверху выглядит крайне дробно и лоскутно", - делится своими наблюдениями Филипп Никандров. - "Согласование единого цвета кровель поможет визуально объединить кварталы в градостроительную ткань".

Архитектор считает, что организованный городской администрацией конкурс с многочисленными процедурными нарушениями всех возможных национальных и международных правил проведения такого рода архитектурных состязаний, ожидал от участников слишком многого, взамен не предлагая ни оплаты участия, ни гарантий привлечения победившего авторского коллектива к дальнейшей работе по данным территориям. В связи с чем каждый участник по-своему мог трактовать требования технического задания. От архитектурных мастерских требовался такой объем проектных и аналитических работ, что смета по ним зашкалила бы за семизначную отметку: от разработки градостроительной, архитектурно-планировочной, ландшафтной, туристической, транспортной и инженерно-технической концепций развития территории вплоть до реконструкции исторических зданий, восстановления и сохранения объектов культурного наследия. Однако стратегические градостроительные вопросы не могут решаться в рамках нескольких кварталов в отрыве от еще даже не сформированных окончательно городских планов развития подземного, наземного и водного общественного транспорта, развития и реконструкции инженерной инфраструктуры в увязке с градостроительным зонированием, которое также еще находится в процессе обсуждения. Тогда как строительство Ново-Адмиралтейского моста, передача городу огромных территорий Адмиралтейских верфей и завершение реализации Западного скоростного диаметра способны значительно сместить акценты и гравитационные поля в Адмиралтейском районе.