Ростан Тавасиев "Все сложно". Галерея Anna Nova, 15 марта - 30 апреля 2013

03-tavasiev-view_1 Ростан Тавасиев "Все сложно". Вид экспозиции. Фото: галерея Anna Nova

Ростан Тавасиев давно сделал плюшевые игрушки своим художественным брэндом. Что бы ни происходило с ними раньше, — плюшевые медведи летали по небу, зайцы соединялись в гирлянды и спирали, а бегемотов вообще обмакнув в краску использовали вместо кисти, — но в последних проектах художник перешел к большой форме. Не изменяя привычному материалу, он стал создавать крупные скульптурные объекты. Уже в самых ранних работах Тавасиева плюшевые игрушки все время проявляли самостоятельность: тихим, но настойчивым игрушечным голосом заявляли права на независимость, хотели совершить побег и как можно быстрее стремились зажить собственной жизнью. Художник всегда шел навстречу своим героям, которые принесли ему популярность, и в нынешнем проекте он дал им возможность общаться между собой и со зрителем с помощью социальных сетей.

Оживленные таким странным способом объекты свободно расположились в большом зале галереи на втором этаже. Теперь они не просто существуют как произведения искусства, а ведут активную онлайн-жизнь, мало отличаясь этим от зрителей на выставке: недаром название «Все сложно» это принятая в фейсбуке характеристика отношений. Для каждого из семи заведена своя страничка, указанная QR-кодом на стене галереи, в залах есть wi-fi, а их статусы будут обновляться, пока длится выставка в Anna Nova. Судя по первым дням, перед нами далеко не примитивные компьютерные боты, им есть что сказать и не надоедает общаться между собой. Пусть даже за появляющиеся в фейсбуке мысли, суждения и реплики ответственен сам автор, у всех его героев разный характер.

01-fb_01 Страничка Шаровой молнии в фейсбуке

Художник предлагает относиться к ним как к воплощенным в зале галереи сущностям, это подтверждается первыми же их записями, в которых они называют себя «произведениями искусства, наделенными сознанием». Если так, то, наверное, с этими существами можно было повстречаться и раньше: те зрители, чье детство прошло под мультсериал Ghostbusters, способны пережить при их виде радость смутного узнавания хороших старых знакомых. Тут есть и глубокомысленные философы, и радостные экстраверты. К первым принадлежит мохнатая и темно-синяя Полная Мысль, внешне немного напоминающая дождевую тучку в мультфильмах. Ее упитанная фигура слегка колышется в струях теплого воздуха от стоящего рядом обогревателя — должно быть, Мысль всегда мерзнет. Не удивительно, что она как на качелях устроилась на цепях, напоминающих ей о прежнем месте обитания в каком-то заброшенном и сыром замке, что, конечно, не лучшим образом сказалось на характере, описанном словами «стародум, правдолюб, смысловод». Особенно смешно подмеченное в фейсбуке ее сходство с еще одним мыслителем, а именно Карлом Марксом в исполнении скульптора Кербеля. Рядом переминается четырьмя фиолетовыми ногами Хидден Хиккимори, спрятавшийся внутрь галерейного подиума стеснительный интеллектуал с говорящим англо-японским именем. Свободный Поток — буддист, интересуется вопросами вечного сознания, при этом видимая зрителем его часть выглядит как ядовито-зеленый червяк, которая вторгается в зал через прогрызенную в фальш-стене дыру. Четверо других героев значительно уступают по размеру, зато с ними весело и они ведут оживленную фейсбучную переписку. Конструкция Винчи увлечена лайками и перепостами, Пурпурный Там вывешивает свои фото и признания в любви, компанейский Божественный Ветерок все время хочет сдвинуться с места, болтливая рыжая красотка Шаровая Молния не так легкомысленна и глупа, как может сперва показаться: «В наш век, к сожалению, не принято говорить про искусство такие приятные вещи. Считается, что человеку можно сделать комплимент, а произведению искусства нельзя. А я так люблю комплименты... Эх!».

07-konstrukcija-vinchi

Довольно долго работая с этим игрушечным материалом, Ростан Тавасиев хорошо приспособил его для решения сложных философских вопросов. Он не первый, кто предпринимает такой эксперимент — до него за пределы «слишком человеческого» вместе со своими героями выходил Павел Пепперштейн, и говорящие существа Тавасиева на выставке изъясняются словно герои романа «Мифогенная любовь каст». Серьезный вопрос не становится проще от того, что произносится мохнатым существом с трогательными мультяшными глазками, а даже наоборот, возрастает в универсальности.

Знаменитая «бегемотопись» — абстрактный экспрессионизм, выполненный с помощью плюшевых игрушек, — теперь представляется этапом последовательно развивающегося творчества художника. На выставке «Все сложно» Тавасиев, сравнивая себя с Пигмалионом, создал семь говорящих за автора персонажей, действуя почти как Кабаков и московские концептуалисты, — только, в отличие от них, его «персонажность» игрушечная, мягкая, плюшевая, сказочная. При этом сама экспозиция выглядит словно мутировавшая инсталляция Кабакова.

В проекте отчетливо заметны параллели искусства Тавасиева с работами Ирины Кориной: обоих художников объединяет приверженность к трэшевому материалу в скульптуре. Теперь с игрушками, даже самыми странными вроде «Гигантских микробов», созданных Тавасиевым существ объединяет только материал: после того, как стараниями художника его произведения почти что ожили, в описании можно с бесстрастной честностью указывать «полиестер, синтепон».