В январе 2012 года в своей статье «Россия: национальный вопрос» В.В. Путин, говоря о многонациональном, самобытном и едином российском народе, напомнил, что наша нация всегда была читающей, и предложил: «Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать».

cultural_biblio_livro1

Если задуматься, предложение это представляет собой оксюморон. Глагол «должен» в сочетании с местоименным прилагательным «каждый», да еще в устах первого лица государства, может означать только одно: «вызубрить в обязательном порядке». Но нет: зубрить – нехорошо, требуется «самостоятельно прочитать».

Между тем началась работа. Весной 2012 года органы государственной власти, представители науки и культуры, академического и библиотечного сообщества сформировали свои списки из 100 книг, которые могут быть рекомендованы школьникам для самостоятельного прочтения. Вот ссылка для тех, кто пожелает провести анализ и сравнить список Всероссийского педагогического собрания со списком республики Марий Эл: http://knig100.spbu.ru/docs/#regiona.lists. Общий список предложений составил 5 тысяч наименований.

Экспертная рабочая группа под председательством Президента международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Людмилы Алексеевны Вербицкой, проанализировав полученные данные, составила сводный список из 213 произведений, упоминавшихся в предложенных перечнях чаще всего. Его обсуждение проходило на сайте Санкт-Петербургского университета, где каждый желающий мог проголосовать за ту или иную позицию или предложить свою.

В итоге этой полугодичной работы Суперсписок был составлен. В январе Минобрнауки России разослало его в регионы.

На сайте Министерства образования и науки уточняется, что «”100 книг” – не директива, не догма». В самом деле, было бы жестоко обязать каждого выпускника средней школы прочесть тюркского «Алпамыша» или якутские «Олонхо». Сомневаюсь, что кто-либо из сотрудников Министерства, принимавших участие в составлении списка, сам читал эти тексты (автор этих строк, кстати, читал, причем именно в детстве).

Следовательно, список носит рекомендательный характер. А это означает, что полгода Министерство в поте лица работало над тем, чтобы дать ученикам средних школ пусть настоятельный, но в общем необязательный совет почитать «Незнайку на Луне», «Манаса» и стихотворения Давида Самойлова. Совет, который большинством этих учеников будет проигнорирован. Все это знают и всем на это наплевать. Зато пожелание президента выполнено, бюджетные средства освоены, Суперсписок создан.