Александра Гарт "Я тебя люблю, а тебя нет". Галерея Navicula Artis, 23 марта - 21 апреля 2013

01_gart Александра Гарт. фото: Яков Кальменс

Александре Гарт 25 лет, она окончила худграф герценовского института, серьезно занимается печатными техниками (чаще всего это сухая игла и монотипия), и давно предана «черно-белому искусству» гравюры. Ее новая работа относится к жанру тотальной инсталляции: художница расписала текстами сверху донизу стены галереи Navicula Artis, воспроизводя свои имэйлы, статусы «вконтакте» и смс, - в этих записях история любви, начавшаяся 16 апреля 2011 года и продолжающаяся до сих пор. В общении со зрителем эта работа сразу берет такой откровенный тон, что делает неуместным любые официальные обращения. Сашин проект называется тоже прямо и безыскусно: «Я тебя люблю, а тебя нет» очень похоже на строчку из песни Сержа Генсбура, но это только одна из фраз, написанных на стене галереи.

Касающийся обычно заветных человеческих мыслей, оборот «поверять бумаге» все чаще воспринимается анахронизмом, нуждающимся в уточнении, хотя переписка и не перестала существовать. Слова в виде электронных импульсов вообще недолговечны: никто не может гарантировать, что запись сохранится в интернете или на флэшке. В нашем мире виртуальность только-только начинает прирастать историей и обрастать традицией Ни текст на экране, ни распечатка не могут удовлетворить человеческого желания непосредственно прикоснуться к сути и смыслу написанного через материю. Это то желание, которое противится отмиранию, эта боль не желает становиться фантомной. И в любви происходит совершенно так же.

07_gart "Я тебя люблю, а тебя нет". фото: Яков Кальменс

Саша Гарт возвращает словам, первоначально существовавшим только на экране, их материальное измерение. Абстрактная выразительность рукописного шрифта и его воздействие сильны сами по себе, но перенесенный на стены текст не становится просто декоративной шрифтовой композицией. С помощью градаций одного черного цвета, в своей инсталляции Саша Гарт расширяет не одно, а сразу три связанные между собой пространства: нашего знания о человеке и человеческой душе, текста, и, наконец, арт-галереи.

Художественное высказывание, цельное и определенное, которое в современном искусстве стало единственной абсолютной ценностью, в работе Саши Гарт предстает в самой непосредственной форме. Остается удивляться человеческой смелости автора: после такой исповедальности, заставив зрителя пережить глубоко личную интимную историю, трудно остаться прежней. Кажется, что ответ дает выставленный в отдельном зале галереи объект, белая фактурно смятая ткань — то ли сброшенная фата, то ли оставленная пустая оболочка.

В художественной генеалогии инсталляции Гарт легко насчитать несколько различных источников. С одной стороны это все, что объединено понятием «арт-брют»: надписи и рисунки, сделанные людьми в состоянии сильнейшего душевного исступления. Ведь очевидна психотерапевтическая роль, которую выполняет эта работа для художницы (а возможно, и для зрителей). Одну и ту же фразу «Возлюбленный, приди» выводила по многу раз на бумаге Эмма Хаук в письмах мужу из психиатрической клиники в начале века. Наш близкий современник Олег Митасов покрывал все в своем доме надписями, но об их смысле лучше не задумываться, чтобы сохранить рассудок.

12_tracey-emin Трейси Эмин

Интимная переписка стала темой и материалом искусства многих современных художников. В проекте Софи Калль «Береги себя» дано 107 разных ответов на прощальный имэйл возлюбленного. Инсталляция отсылает и к работам Трейси Эмин, причем не знаменитым и скандальным «Кровати» или «Палатке» («Все, с кем я когда-нибудь спала»), а графическим листам конца 1990-х годов, - эти большие монотипии ничуть не менее откровенны, чем все другие ее работы. Часто Гарт выводит на стене такие же «грязные» слова. Конечно же, в своих рисунках Саша Гарт продолжает экспрессионизм «арефьевской линии» петербургского искусства, традицию натурных зарисовок и пейзажей с заборными словами.

14_louise-bourgeois Луиз Буржуа "I want"

«Я тебя люблю, а тебя нет» - расширяющееся и пульсирующее словами пространство с обилием текстов со всех сторон. Подняв голову, можно прочитать выведенное в столбик под самым потолком зала: «Не злиться, не обижаться, не обижать, не думать о плохом, не вспоминать о плохом, не бояться плохого, верить верить верить, работать, работать, отдыхать, радоваться, радоваться общению, радоваться покою, не грубить, приносить радость, не думать о прошлом, не думать о будущем, жить, работать, хорошо выглядеть, не выдумывать, не обижаться, любить тебя, любить себя». Написанное Сашей Гарт перечисление хочется совместить с двумя другими текстами. Первый - это графический лист из архива Луиз Буржуа, озаглавленный «I want», который выглядит как рисунок, рецепт и список дел одновременно. Второй текст существует много веков и, наверное, прочитан бессчетное количество раз: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит».

Как жаль, что новая работа Саши Гарт — временная, и после закрытия выставки будет закрашена.