Город так и не придумал, что делать с «Крестами», следственным изолятором на Арсенальной набережной. Обсуждается превращение всей территории, которая находится под охраной КГИОП, в креативный квартал. На днях эта информация в очередной раз не подтвердилась. Первой ласточкой, залетевшей в зарешеченное окно, стала выставка современных художников «Кресты». ART1 узнал у ее куратора, что он думает о креативности помещений тюрьмы и памяти места.

koteshov_kresty "Ковчег" Кирилла Котешова и "Череп" Андрея Сикорского на выставке "Кресты" в "Эрарте". Фото: Александр Силкин

Артем Магалашвили - арт-кртик, куратор выставки «Кресты», организованной арт-клубом D-137 в СИЗО «Кресты» и Музее современного искусства «Эрарта»

Новая волна обсуждения судьбы СИЗO №1 снова всколыхнулась в прессе после заявления комитета по инвестициям о выборе места для креативного квартала. Выглядит все как дело решенное, но на самом деле, на федеральном уровне это предложение еще не завизировали, так что пока вся ситуация подвешена в воздухе. Идея креативного квартала на месте исторической тюрьмы выглядит круто, но, на мой взгляд, является довольно спорной. Во время подготовки выставки современного искусства, посвященной «Крестам», у меня как у ее куратора и у участвовавших в ней художников была возможность познакомиться с особенностями пространственной организации этого места. Расположен квартал, безусловно, очень привлекательно. Пустые площади внутри можно застроить. Это прекрасно представил художник Кирилл Котешов, изобразив на картине «Ковчег» развернувшуюся вокруг «Крестов» стройку. Но что делать с двумя главными корпусами исторического памятника, построенными в виде двух смещенных относительно друг друга крестов? От центра каждого креста отходят коридоры — лучи, куда открываются построенные когда-то архитектором Томишко камеры-одиночки. Перестраивать эту систему невозможно. Во многих странах в подобных бывших помещениях тюрем открывают отели. В принципе, можно туда запихнуть офисы, мастерские, магазинчики — создать креативный человеческий муравейник. Но привлекательно ли это для возможных арендаторов? Для Музея современного искусства, который городу чрезвычайно необходим, это место тоже не идеально. Как ни крути, есть память места, а эта тюрьма неразрывно связана с множеством специфических аспектов нашей истории, и логичнее было бы разместить здесь музейный центр, связанный с политической историей России или какими-то социальными явлениями. Из собственных ощущений — энергетика там сложная. Выпив чаю в помещении бывшей расстрельной комнаты, я бы не стал открывать там галерею современного искусства.