ART1 продолжает архитектурный сериал о будущем Петербурга. В третьей серии проекта о том, что такое хорошо, а что такое плохо для исторической части города, рассуждает руководитель компании «Генпроект» Дмитрий Верхотин.

2013_03_26_plan03

Концепция Дмитрия Верхотина стала одной из семи, выставленных на городской конкурс. Перед его участниками была поставлена задача наметить возможные пути развития Конюшенной площади и Северной Коломны. Победу в смотре одержала «Студия 44», однако организаторы обещали учесть и другие предложения. Если город все же приступит к осуществлению этих планов, оставить без внимания концепцию «Генпроекта» будет ошибкой.

Без моста, зато с тоннелем

ter-1-list-1 Мастер план развития территории Конюшенная площадь - Миллионная улица

Одно из самых больших в Европе пешеходных городских пространств охватывает стрелку Васильевского острова, Дворцовые мост и площадь, Миллионную и Галерную улицы, площадь Труда и кварталы вокруг Новой Голландии. Тысячи туристов прибывают в Петербург на белоснежных круизных лайнерах и сходят на берег в самом центре города, перед Благовещенским мостом. Многие жители периферийных районов предпочитают добираться до центра на велосипедах. По скорости передвижения этот вид транспорта уступает разве что метрополитену, а по удобству и безопасности превосходит.

Фантазировать на тему, как будет выглядеть исторический центр, отталкиваясь от предложений архитектора Дмитрия Верхотина, очень легко. Однако сам автор концепции фантазировать не настроен. По словам руководителя «Генпроекта», они не прорабатывали архитектуру, а, по сути, создавали мастер-план. «Архитектура — это предмет другой работы, — признается Дмитрий Верхотин. — Нам важно было найти общие и принципиальные решения. По-моему, именно это и являлось предметом конкурса. Нужно было определить функции, параметры указанных территорий с точки зрения экономики, наметить какие-то конкретные пути развития этих районов».

Однако сформулированные «Генпроектом» на основании конкурсных условий задачи имеют и вполне конкретные решения. Среди них, к примеру, строительство под Невой тоннеля, соединяющего Васильевский остров с центральной частью города, организация пешеходных улиц и прокладка многокилометровых велодорожек. Отдельно стоит отметить предложения по озеленению: под зеленые насаждения высвобождаются локальные участки, а при отсутствии необходимых земельных резервов деревья высаживаются прямо на крышах домов.

В активно обсуждаемом проекте Ново-Адмиралтейского моста Дмитрий Верхотин видит больше минусов, чем плюсов. Этот мост перекрывает круизным лайнерам вход в акваторию Невы. Перевозка туристов приводит к появлению ненужных транзитных маршрутов. В итоге центральная часть города теряет свою «морскую» идентичность, а бюджет — дополнительный доход. Пример грамотного подхода, по мнению Дмитрия Верхотина, можно найти в Хельсинки, где туристические потоки вводятся в самое сердце финской столицы: «Минуя прихожую, гости оказываются сразу в гостиной».

Центр для пешеходов

Дмитрий Верхотин попытался ответить на вопрос, что можно сделать на территории с давно сложившейся средой и жесткой структурой (Конюшенная площадь — Миллионная улица). Что же касается кварталов Северной Коломны, то, по признанию архитектора, к ним у него был личный интерес: «Дело в том, что я живу в этом районе. Мне было важно, отталкиваясь от позиции жителя, изнутри знающего проблемы территории, перевести разговор в профессиональную плоскость и попытаться что-то улучшить».

«Некоторые наши коллеги предлагали различными способами объединить эти участки, — продолжает руководитель «Генпроекта». — У нас были похожие идеи, но в итоге мы пришли к выводу, что завязать эти территории между собой можно, в первую очередь, в транспортном отношении». Архитектор призывает смотреть на проблему глобально: «Транспортные проблемы указанных территорий — это проблемы всего центра, и в целях улучшения ситуации необходимо увязывать их не только между собой, но и с Петроградкой, Васильевским островом, Обводным каналом. Речь идет об общей для всей центральной части города транспортной схеме».

Ядром этой схемы Дмитрию Верхотину видится обширная пешеходная зона, охватывающая большую часть обозначенных территорий. По его мнению, и стрелка Васильевского острова, и Дворцовый мост могут стать пешеходными при условии выведения отсюда транзитных автомобильных маршрутов. Дополнительную нагрузку призваны взять на себя Западный скоростной диаметр и тоннель, который уводит Наличную улицу под Неву и выходит на набережных Фонтанки и Обводного канала.

Зимы не будет

ter-2-general-1 Мастер-план развития территории Северной Коломны

Во время работы над концепцией Дмитрий Верхотин консультировался с ведущим специалистом мэрии Хельсинки по продвижению велотранспорта Мариком Салермо. Именно он был одним из инициаторов проекта под названием BAN, когда для велосипедных трасс были выделены проходящие через финскую столицу старые железнодорожные ветки. «Для Хельсинки важной транспортной проблемой является увеличение радиуса велосипедной доступности с 10 до 12,5 километров, — рассказывает Дмитрий Верхотин. — Применительно к Петербургу такие расстояния как раз соответствуют историческому центру. Зима — не проблема. Весь мир в холодное время года ездит по убранным выделенным дорожкам на специальных зимних шинах».

По мнению Дмитрия Верхотина, задачу развития велотранспорта у нас осложняет не капризная погода, а жесткая структура уже сложившейся дорожной сети. При этом развивать необходимо не только этот, но и все остальные виды транспорта: «Как показывает практика, залогом хорошей транспортной доступности ведущих городов мира является то, что каждый вид транспорта там развит одинаково хорошо. У нас же постоянно возникает дисбаланс».

Проблемы, связанные с увеличением числа автомобилей, по мнению архитектора, способны решить грамотная организация движения и строительство парковок, в том числе подземных. Зато к подземным переходам автор концепции относится скептически: «Под землю нужно загонять инфраструктуру, автомобили, но не людей. Если загнать людей под землю, то что останется наверху?»

А вас не спрашивают

Ориентируясь на западный, в частности финский опыт, представители «Генпроекта» настаивают, что при разработке столь масштабных проектов необходимо учитывать мнение горожан. В конкурсных условиях, предложенных властями Петербурга, о запросах горожан не было сказано ни слова.

Другая проблема, которую по мнению Дмитрия Верхотина можно отнести к определяющим, это несовершенство законодательной и нормативной базы, которая регулируюет строительство в исторической части города. «Не хочу критиковать существующий в Петербурге градостроительный план, но архитектору по нему просто невозможно работать, — возмущается Дмитрий Верхотин. — Нужен проработанный и абсолютно четкий документ как минимум по центральной части города. Его отсутствие, по сути, означает, что градостроительная политика у нас отсутствует».

Что же касается степени влияния новой архитектуры на исторический контекст, то руководитель «Генпроекта» убежден: строить в такой среде не только можно, но и нужно. И такой подход вовсе не вступает в противоречие с идеями сохранения. По мнению Верхотина, проблема кроется не в том, что какие-то ценные объекты будут снесены, а втом, как они используются сейчас: «По пальцам можно пересчитать петербургские исторические здания, которые содержатся в порядке».

«Мы попытались уйти от каких-то дизайнерских решений, — подводит итог проделанной работе руководитель «Генпроекта» Дмитрий Верхотин. — У этих районов проблемы не с дизайном. А прежде всего с тем, что существующий фонд зданий находится в отвратительном состоянии, он неправильно используется и разрушается. Большие проблемы с сетями, с энергоэффективностью. Чтобы навести в этом деле порядок, нужны огромные инвестиции».

Читайте по теме:

Исторический эпицентр. Явейн

Исторический эпицентр. Никандров