Garry Winogrand (San Francisco Museum of Modern Art). — Yale University Press, 2013. — 448 с.

Winograndsubdivision

Издательство Йельского университета выпускает каталог выставки Гарри Виногранда (1928 — 1984) в Музее современного искусства в Сан-Франциско. Наряду с Дианой Арбус, Брюсом Дэвидсоном, Ли Фридлендером Виногранд — одна из ключевых фигур в фотографии 60-х годов. Главным направлением его деятельности была уличная фотография, в которую Виногранд привнес особый драйв и внимание к "социальной пластике" человеческого тела.

Если подыскивать снимкам Виногранда параллели в других видах искусства, в голову приходят джазовая музыка, фильмы Джона Кассаветиса, живопись абстрактного экспрессионизма. Виногранду принадлежит, пожалуй, самое точное определение силы, побуждающей нас фотографировать: "Я фотографирую, чтобы узнать, как мир будет выглядеть на фотографии". Он утверждал, что никогда не знает, каким будет результат акта, превращающего вещь в изображение.

Останавливая мгновение, Виногранд одновременно намекает на его продолжение, создает впечатление непрерывности жизненного потока, увлекающего его персонажей. Снятые с легким завалом, с произвольно срезанными краями кадра фигурами, без жесткой структурированности работы Виногранда соответствуют той фазе в развитии креативной фотографии, когда она отошла от формалистических ценностей довоенной эпохи. В России этот момент как-то пропустили. В итоге работы большинства отечественных фотопрофессионалов (питерских - особенно!) выглядят старомодно, скучно, салонно.

Виногранд умер от рака желчного пузыря в возрасте 56 лет. При жизни он успел опубликовать 4 книги: "Животные" (The Animals, 1969), "Женщины прекрасны" (Women are Beautiful, 1975), "Public Relations" (1977), "Фотографии животноводческой ярмарки и родео" (Stock Photographs: The Fort Worth Fat Stock Show and Rodeo, 1980). После его смерти остался огромный архив, относительно которого до сих пор неясно, считать ли авторскими произведениями Виногранда кадры, которые не были им опубликованы, а в некоторых случаях даже отсмотрены: 2500 непроявленных пленок, 6500 проявленных и еще 3000 отпечатанных в виде контактов.

Такая неразрешимая проблема может возникнуть только в связи с фотографией; живопись подобных вопросов не вызывает: любая почеркушка, сделанная художником, считается ныне его произведением (прежние эпохи были более разборчивы). Но никакому живописцу не под силу сделать 100 с лишним тысяч почеркушек! Между тем именно таково количество негативов, хранящихся в архиве Гарри Виногранда в Центре художественной фотографии при Университете штата Аризона.

На первый взгляд, критерием отбора может стать художественное качество работ. Но все не так просто: в фотографии это качество часто не задано изначально, а является следствием селекции и контекстуализации. Любому фотолюбителю знакомо странное ощущение, когда он, листая альбом какого-нибудь мэтра, обнаруживает в нем кадры, которые он сам без колебаний отбраковал бы (практически весь корпус работ Ли Фридлендера состоит из таких кадров). Несмотря на эти затруднения, некоторые из неавторизованных снимков Виногранда публикуются в посмертных изданиях, посвященных его творчеству. Самым важным среди них является опубликованные MoMa в 2003 году "Вымыслы о реальности" ("Figments from the Real World"). Нынешнее издание, как собщается в аннотации, также включает в себя ранее неизвестные работы.