Руководитель отдела новейших течений Русского музея рассказал о выставке "Международный женский день", которая проходит в Москве под кураторством Олеси Туркиной, Натальи Каменецкой и Марины Лошак.

2 Федосов Н. П. Эскиз к картине «Отдел контроля». 1934

«Международный женский день: феминизм от авангарда до наших дней» — выставка очень серьезная. Делать феминистские выставки — рискованное дело, потому что кураторам нужно убедительно показать именно феминистскую ноту, а не просто творчество женщин-художниц. Есть масса запретов, которые все еще присутствуют в российском и советском сознании. С другой стороны, все подряд называть «гендерной тематикой» тоже не след.

На выставке имела место неприятная провокация — художница Ломаско стала разбрасывать листовки с сообщениями, что ее якобы цензурировали, взяли не те работы на выставку (хотя это не так важно) и что выставку делали «прислужники кровавого режима». Большая культурно-просветительская и искусствоведческая работа, проделанная кураторами, идет насмарку из-за ангажированных сообщений в новостных лентах.

Примитивная провокация все собой затмевает. Так как современное искусство во многом провокативно, мы должны понять, что провокация — оружие обоюдоострое. Художник, делающий такое искусство только для самопрезентации, готов идти на все. Никаких критериев морали у него нет. Он ради красного словца провокации съест не только своего отца.

Меня поразило, какое количество медийного сора собралось вокруг выяснения частных отношений. А серьезность проделанной работы — визуализация гендерного — ушла на второй план. Любой историк знает, каким сильным был удар для русского искусства, когда появился хамский по тем временам заголовок статьи Давида Бурлюка: «Галдящие “бенуа” и новое русское национальное искусство», хотя сама статья была толковой.