Icons по первым впечатлениям

mg_0956_7_8_fused фото: Михаил Григорьев

Стараниями противников современного искусства словосочетание «выставка Гельмана» уже стало нарицательным. Теперь такое явление есть и в петербургской культурной жизни, произошло это со второй попытки: проект Icons, от которого полгода назад отказался фонд «Ризорди», вчера открылся в «Ткачах».

Было очень интересно посмотреть вживую на работы, которые за последний год были растиражированы в СМИ. На примере этой выставки лучше всего видно, как сильно за самое последнее время поменялся общественный климат и отношение к современному искусству. «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, одна из работ которого занимает на выставке целую стену, несколько лет назад полностью демонстрировался в Петербурге на «Красном знамени», и тогда, в 2010 году общественные волнения по этому поводу не были заметны. Работы из «Деисуса» Ильи Гапонова и Кирилла Котешова, написанные кузбасс-лаком, тоже не раз показывались в галереях, - их большая выставка была в петербургских «Этажах». Теперь же выставка Icons сопровождается не только вниманием прессы, но и усиленной охраной.

Между тем на выставке есть произведения, которые в Петербурге раньше на выставлялись, и их обязательно стоит посмотреть. Прежде всего, это мастерские работы Дмитрия Гутова, сделанные из гнутого железа по принципу анаморфозы, то есть изображение складывается воедино для зрителя с одной точки. На выставку привезены две работы, выполненные по рисункам Рембрандта, но не ожидаемые «Троица» и «Одигитрия» из того же проекта художника.

Лично мне на Icons не хватало одной работы: она демонстрировалась на также устроенной Маратом Гельманом выставке «Россия 2» в 2005 году в московском ЦДХ, и была подписана именем уже ставшего тогда политэмигрантом Авдея Тер-Оганьяна. На ней черным по белому метровым рубленым шрифтом были написаны слова БОГА НЕТ. По моему, перспектива зала в «Ткачах» завершалась бы этими произведением гораздо лучше, чем фотографиями на библейские темы с даунами Рауфа Мамедова.