Сегодня мне в почту прилетел очередной релиз с картинкой. При виде такой дряни я обычно спокойно отправляю сообщение в мусор — мало ли визуальных отходов производит окружающая действительность. Но случайно увидел первые строчки текста, в которых говорилось: «27 апреля 2013 года в центре Санкт-Петербурга, на Площади Искусств пройдет торжественное открытие арт-объекта, выполненного по дизайн-проекту одной из победительниц конкурса «Любимый. Сердце города» — Анастасии Деевой из Екатеринбурга. После торжественного открытия на Площади Искусств арт-объект будет установлен в парке 300-летия Санкт-Петербурга. Также арт-объект по проекту Анастасии будет установлен и в самом Екатеринбурге».

Цитирую пресс-релиз: «Арт-объект, выполненный по дизайн-проекту одной из победительниц конкурса «Любимый. Сердце города» — Анастасии Деевой из Екатеринбурга». Цитирую пресс-релиз: «Арт-объект, выполненный по дизайн-проекту одной из победительниц конкурса «Любимый. Сердце города» — Анастасии Деевой из Екатеринбурга».

Бывают такие случаи, когда некая вещь, доходя до крайности, превращается собственную противоположность. Например, бывают объекты настолько запредельно безвкусные, что, будучи выставлены, в каком-нибудь модном белостенном пространстве, уже обрели бы едва ли не статус произведения актуального искусства. Но то что может быть уместно в качестве высоколобого стеба, когда смыслы интерпретируются с поправкой на ироничные постмодернистские кавычки, то выглядит как-то совсем неуместно без оных кавычек на одной из красивейших центральных площадей города.

Сам факт появления такого низкопробного объекта на Площади искусств я считаю оскорблением Санкт-Петербургу, да, и себе лично. Я понимаю, что сок «Любимый» башляет, что в жюри там вообще люди не имеющие никакого отношения ни к дизайну, ни к архитектуре, ни к искусству. Так что ж теперь за бабло можно любую визуальную корпоративную дрянь презентовать на фоне Росси? Мне, конечно, меньше жаль Парк трехсотлетия — архитектурное окружение там, безусловно, ближе к уровню вкуса и качества представленного объекта. Но и Парк трехсотлетия — это тоже мой город. Да, что греха таить, и Екатеринбург ничем не провинился, чтобы принимать у себя такое. Пошлятину, органично вписывающуюся в альбом провинциальной пэтэушницы, вовсе не обязательно «отливать в граните». Плачевная ситуация складывается из трех составляющих — бюджета рекламодателя, способного протолкнуть любую корпоративную безвкусицу, непрофессионализма подрядчика, проводившего конкурс на объект «Любимый» и некомпетентности чиновников, допускающих подобные вторжения в картину города. Если подобным объектам будет находиться место в нашей городской среде, то любые усилия профессионалов, направленные на улучшение этой самой среды, будут тонуть в этой мерзости, как в болоте. Грустно.

Из всей этой истории можно вынести лишь одну отчасти злорадную надежду — быть может после подобных акций у людей возникнет стойкая ассоциация, что у "Любимого" плохой вкус. Может и соков этой марки будут покупать меньше.