В галерее дизайна/bulthaup с 10 октября 2012 по 31 января 2013 прошла выставка Финна Юля. Модернистским догмам функциональности он предпочитал свободное формообразование.

Финн Юль был удивительным самоучкой, равноудаленным как от сформировавшихся традиций датского мебельного производства, так и от новейшей школы дизайна, сформированной Кааре Клинтом и его последователями. Но если Клинт строго придерживался модернистских догм функциональности и технологичности, то Юль пошел путем интуитивного эстетического формообразования, открывая еще одну сторону датского дизайна.

5Финн Юль родился 30 января 1912 года. Судьба оказалась сразу строга к новорожденному: всего через три дня его мать умерла. Как позже вспоминал сам Финн Юль: «Сложно сожалеть об утрате того, чего никогда не имел». Отец мальчика занимался продажей текстиля, был жестким человеком, сдержанным в своих чувствах, и мало внимания уделял детям. В этих обстоятельствах Финн рос достаточно независимым ребенком.

К пятнадцати годам Юль увлекся историей искусств, часто посещал Королевский музей изящных искусств Копенгагена и свободно пользовался музейной библиотекой. Отец мальчика не видел практических перспектив в художественных увлечениях сына. Компромиссным решением, устроившим и сына и отца, стало поступление Юля в 1930 году в Школу архитектуры при Королевской академии.

Следует упомянуть, что в 1930 году открылась Стокгольмская международная выставка, павильоны которой проектировал Гуннар Асплунд. Ее можно считать первым значительным прорывом функционализма в Скандинавию. Это была революционная эпоха — новые технологии и формообразование стремительно захватывали умы не только молодежи, но и признанных классиков архитектуры.

Обучение в школе архитектуры включало летнюю практику по специальностям «каменщик» и «плотник», а в последний год обучения —  практику в архитектурном бюро. Юлю повезло, и в 1934 году он был принят в офис известного архитектора Вильгельма Лауритцена. В этом же году Лауритцен получил заказ на строительство Дома радио, ставшего одним из первых примеров интернационального функционализма в Дании. Этот проект требовал новых квалифицированных проектировщиков, и летняя практика Юля вылилась в плодотворную совместную работу, продолжавшуюся целых одиннадцать лет. Работа над Домом радио вдохновляла Финна Юля, новизна задачи требовала детальной проработки всех элементов конструкции и отделки и позволяла молодому архитектору учиться у старших коллег.

В 1933 году Финн Юль переезжает в новую квартиру и по распространенной среди скандинавских архитекторов традиции проектирует первую собственную мебель. Для производства своих объектов он находит молодого мебельщика Нильса Воддера. Это знакомство послужило началом долгого сотрудничества дизайнера и замечательного ремесленника.

Первый публичный дебют Финна Юля как дизайнера мебели состоялся в 1937 году на ежегодной выставке Гильдии мебельщиков Копенгагена в Музее декоративного искусства.

Кресло «Пеликан». Изготовлено Niels Vodder, 1940 год Кресло «Пеликан». Изготовлено Niels Vodder, 1940 год

Гильдия была образована в 1927 году. Среди задач объединения были борьба с ухудшением качества мебельного производства и поиск новых практичных и качественных образцов для индустрии. Гильдия не могла предвидеть того, что ее излишняя консервативность окажется огромным плюсом в формировании датской школы дизайна, отсрочившим гибель ремесленного производства мебели почти на тридцать лет.

В общей сложности Финн Юль примет участие в двадцати четырех выставках гильдии. В двадцати двух из них его работы были представлены производством Нильса Воддера, а шестнадцать выставок принесли дизайнеру призы разного достоинства. Первое же участие сразу вызвало волну обсуждений — отмечалось, что представленные образцы представляют собой вызов консервативной концепции и таят в себе огромный потенциал для развития.

Не всегда работы дизайнера вызывали позитивную реакцию. Например, кресло «Пеликан» 1940 года прозвали «уставшим моржом» — в тот период Юль увлекался современной скульптурой. Но его стиль приобретал все большую узнаваемость.

С 1941 по 1945 год Юль разрабатывает ряд кресел, имеющих обивную часть. Часто спинка и сиденье соединялись в единую форму, дополненную сложносочиненной деревянной рамой. Кульминацией 1945 года стало наиболее гармоничное и детально проработанное кресло «45 chair» — такой тип кресел позднее станет наиболее характерным в творчестве дизайнера. Подобный принцип отделения сиденья и спинки от несущей деревянной рамы окончательно разрушил связь с традиционной мебельной конструкцией.

Кресло FJ45. Спроектировано для Niels Vodder, 1945 год Кресло FJ45. Спроектировано для Niels Vodder, 1945 год

В 1947 году компания Bovirke связывается с Юлем с предложением массового производства мебели. В результате появляются новые модели, производящиеся значительным тиражом. Одно из первых серийных кресел, увидевших свет в 1952 году, было куплено Музеем декоративного искусства Копенгагена за сорок один доллар. Далее последует сотрудничество с производителями: France & Son, Baker Furniture Inc., Niels Roth Andersen, Hansen & Sorensen.

Наиболее известный объект Финна Юля — кресло, созданное для выставки гильдии 1949 года. Вдохновение мастер черпал из оружия и предметов быта примитивных племен (они также были представлены на выставке). На открытии выставки присутствовал король Дании Фредерик IX, который с удовольствием опробовал новинку. Обрадованный дизайнер на вопрос журналистов: «Как называется это кресло» — ответил, что, по-видимому, теперь его следует называть «королевским». Но один из журналистов заметил, что это недостаточно скромно, и порекомендовал назвать его «Вождем». Это название кресло носит до настоящего времени.

Нужно отметить, что сам Финн Юль всегда считал себя архитектором, несмотря на то что международную известность ему принесли именно работы в сфере дизайна мебели.

Воспринимая свою мебель лишь как средство решения пространственных задач, Финн Юль был превосходным дизайнером интерьеров. В 1950 году его пригласили для проектирования одного из залов здания штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. В этом проекте Юль также разработал кресла для делегатов и персонала секретариата.

Далее последовало предложение от авиакомпании SAS. Юль спроектировал интерьеры офисов компании в Европе и Азии. Всего в рамках этого проекта дизайнер построил тридцать три офиса. Юль был великолепен — за что бы он ни брался, будь то частный дом, ресторан, магазин или салон авиалайнера, — всегда это была работа высочайшего класса!

Кабинет BO (шкафчик). Спроектирован для BOVIRKE, 1955 год Кабинет BO (шкафчик). Спроектирован для BOVIRKE, 1955 год

Эдгар Кауфманн — директор направления индустриального дизайна Музея современного искусства Нью-Йорка — многократно приглашал Юля для создания экспозиций датского и скандинавского дизайна в США, таких как Good design (1951), «Дизайн в Скандинавии» (1953), «Пятьдесят лет датского серебра» (1955), «Искусство Дании» (1960). Экспозиции датского дизайна на X (1954) и XI (1957) Триеннале в Милане также проектировал Финн Юль. И как дизайнер пять раз на этой выставке удостаивался высшей награды за свои мебельные проекты. Мастер участвовал в выставках датского дизайна в Англии, Австрии, Германии, Бельгии. С 1945 по 1955 год преподавал в Школе дизайна интерьера копенгагенской Академии.

В период господства модернизма, ориентированного на функциональность и технологичность, Финн Юль являлся своего рода антиподом модернистского дизайнерского мировоззрения. В своем творчестве он всегда сохранял обаяние субъективности и яркую эмоциональность декоративного искусства.

Финна Юля не стало в мае 1989 года. Он запомнился жизнерадостным человеком, тонким ценителем красоты и профессионалом высочайшего класса. Почти все его архитектурные проекты были перестроены или снесены, но след, оставленный им в сфере мебельного дизайна, остается одним из наиболее ярких и значимых в истории дизайна ХХ века.

Фотографии предоставлены Галереей дизайна/bulthaup.

Опубликовано в журнале «Проектор» №2, 2013.