25 февраля 2013 года состоялся релиз музыкального альбома "Luftbobler" Диноса Чепмена, одного из братьев Чепменов, известных английских художников, чья выставка «Конец веселья» недавно прошла в Эрмитаже.

O:StandardsVINYL12 RECORD STANDARDS12 GATEFOLD 6MM SPINE.agd

Альбом выпустила английская фирма The Vinyl Factory на виниле, компакт диске и в цифровом формате. Эта лондонская компания открылась в 2003 году, купив одну из фабрик концерна EMI, где и к настоящему моменту выпускается больше 50% британских пластинок. Сегодня The Vinyl Factory не просто фабрика, но и лейбл, галерея (в поддержку альбома в галерее The Vinyl Factory в Сохо прошла аудио-визуальная инсталляция), журнал и музыкальный магазин. В качестве издателя она специализируется, по большей части, на культовых проверенных временем артистах, у которых за спиной долгая карьера и множество заслуг и наград: пластинки Massive Attack, David Bowie, Bryan Ferry, UNKLE, Pet Shop Boys и Hot Chip составляют большую часть их каталога.

Динос Чепмен попал в эту компанию за свои заслуги в другой области, это его первый альбом. Кроме стандартного издания, выпущено и лимитированное – с авторским подписанным и пронумерованным принтом и еще кое-какими бонусами, всего-то по цене десяти обычных изданий. Виниловый фетишизм, когда пластинка покупается просто как коллекционный экземпляр, чтобы встать на полочку или повиснуть в рамочке на стене, вместо того чтобы быть использованной по прямому назначению, используется компанией The Vinyl Factory по полной программе. Почти каждый их релиз лимитирован и пронумерован.

Поскольку мы имеем дело с музыкальным альбомом, чей автор новичок в музыке, но при этом знаменит как художник, важно, как и кем этот альбом издан. Будь этот автор неизвестным молодым музыкантом, скорее всего его альбом вышел бы на небольшом независимом лейбле, а то и просто продавался за вашу цену на bandcamp. В идеальном варианте его издателем мог стать Warp Records (музыка вполне подходящая), но даже в этом случае у него не было бы целой рекламной полосы на второй странице «Wire»главного английского журнала по серьезной музыке. А альбом Чепмена рекламируется именно так – как один из хитов новой серьезной музыки.

Теперь собственно о музыке. Выпуску альбома предшествовали 10 лет экспериментов со звуком в собственном доме Чепмена в Восточном Лондоне. Автор характеризует свою стилистику как «schlampige musik», что можно перевести как «неаккуратная музыка». На самом деле альбом довольно цельный и аккуратный. Его жанр можно охарактеризовать старым термином IDM (Intelligent Dance Music) – в нем равно присутствуют и ритм (порой вполне танцевальный), и эксперименты, и всякие странности вроде потусторонних голосов, всевозможных эффектов и сэмплированных акустических инструментов. Рецензент уже упомянутого «Wire» называет Чепмена Дэвидом Линчем танцпола за перманентную атмосферу ужаса и меланхолии, другие вспоминают «пост-рейв». Похоже, вся английская пресса в восторге. Но если абстрагироваться от известного имени, то музыка сама по себе хоть и достаточно качественна, но старомодна. И, как в большинстве случаев, когда художники или актеры занимаются музыкой, скорее всего она будет замечена поклонниками его немузыкального таланта.