В Петербурге идет четвертая биеннале архитектуры. В очередной раз местом проведения смотра выбран Этнографический музей. В мраморном зале вниманию публики представлены работы порядка сорока мастерских, которые спроектировали более ста проектов.

img_0627

За тем, что для проведения главного городского архитектурного смотра выбран именно Этнографический музей, безусловно проглядывает символический план. Выходит, что петербургская архитектурная практика это не факт искусства, а просто некая особенность материальной культуры народа, который занимает определенный ареал. И устройство выставки вторит духу этнографии. Так, если думать об архитектуре, то совершенно непонятно, зачем показывать более ста проектов, когда отношение к искусству имеет разве что пятая их часть. Зато с позиций этнографии все ясно — ведь не бывает плохого национального костюма, любой хорош, лишь бы отражал местные обычаи.

Весьма этнографично и решение выставки. Собрали со всех архитекторов планшеты, выставили в ряд и готово — культурный срез налицо. Понятно, что внимание к деталям, графике, макетам отвлекло бы зрителя, заставив рассматривать частности вместо целого, а это противоречит общей идее. Единые требования к оформлению не введены скорее по антропологическим соображениям. А то как бы мы узнали, что компания RBI не пожалела денег на Рикардо Бофилла, зато поскупилась на нормальный рендер. Фотографии на мыльницу и отсутствие дизайнеров присущи половине петербургских мастерских. Зачастую к проектам не приложено никаких сопутствующих текстов.

Вынести из смотра некоторый толк все-таки можно, но для этого потребуется не столько архитектурный вкус, сколько навыки исследователя. Например, можно заметить, что «Студия 44» стала самой крупной петербургской мастерской. На их стенде даже есть специальная табличка со списком объектов, пополнивших портфолио — всего их 33. Внимание привлекает проект Музея железнодорожного транспорта — стеклянный цилиндрический объем, члененный декоративными контрфорсами, его должны построить в развитие существующего.

img_0620

Второй мастерской биеннале, что неожиданно, можно назвать «А.Лен» Сергея Орешкина. Самый интересный проект студии – «Котельная стадиона», усеченный стеклянный конус, пробитый связкой блестящих труб. Нетривиальное решение промышленного объекта.

Похоже, важной темой петербургской архитектуры становится модернизация вокзалов. Никита Явейн представил проект реконструкции Московского вокзала, а мастерская Евгения Подгорнова intercolumnium — Финляндского.

Еще одна мода — дизайн-решения для многоэтажного жилья. Многие архитекторы пытаются разнообразить свои коробочки, но, как и было сказано, с дизайном у наших зодчих пока не складывается. В лучшую сторону выделяются компания YIT, что и понятно — все-таки финны, а также мастерская Феликса Буянова.

Кроме выставки, биеннале включает обширную лекционную программу. В отличие от планшетной части здесь все устроено гораздо профессиональней. С докладами выступают Вини Маас, Энрик Руиз Гели, Хан ван ден Борн, Йорис Вейтс — все это молодые звезды европейской архитектуры. То, что все эти замечательные люди приехали в наш город, конечно, приятно. Но если попытаться придумать концептуальное оправдание их присутствию на биеннале, вновь придется обратиться к этнографии. Ведь какой смысл в презентации Вини Мааса? Наверное, он нужен для контраста. Национальные особенности познаются в сравнении — вот Голландия на фоне России и наоборот.

Архитектурная биеннале могла бы быть местом новых идей или площадкой для рефлексии. Но пока она лишь констатирует факт наличия некой материальной культуры в определенном ареале.