Репортаж с церемонии вручения международной премии в области современного искусства 2012.
Четвертую Премию Курёхина вручали вечером 5 апреля 2013 в обстановке традиционной петербургской анти-помпезности. Импровизации жюри у микрофона, небольшие заминки с выдачей статуэток, поп-механический фрик-джем — подход к делу у Курёхин-центра нарочито небрежен при этом его нельзя назвать непрофессиональным. Оркестр дирижера и композитора Алексея Айги «4'33» играл стремительно и захватывающе: от вещей Сергея Курёхина (живьем впервые за 16 лет) или маршевого «Тибетского танго» «Аквариума» до атональных вещей, к исполнению которых дирижер подключал зрителей, показывая таблички с буквами «Ш», «Щ», «С», «О» — и весь зал послушно шипел, свистел и урчал. Оркестр играл, а Айги пылесосил сцену, играл с пианистом в пинг-понг на крышке рояля и пускал по ней заводных зверей.
По сравнению с прошлогодней церемонией, запомнившейся авангардными декорациями и эксцентричной подачей, нынешняя получилась как будто более сдержанной и при этом динамичной. Художник Максим Свищёв снова подготовил видеопроекцию на три стены зала, так что зрители оказались в этаком тотальном цифровом поле. Фрики и чудаки на сцене почти не появлялись, за исключением босого Гарика Виноградова в белом платье, зеленых очках с серебристой гитарой наперевес и песней про бифидобактерию и Веры Сажиной с баяном и долгой жесткой нойз-балладой. Кроме того, место у микрофона настойчиво занимала «конферансье» — пышногрудая дама с химзавивкой в ярко-красном бархатном платье в пол.
Тувинская певица Сайнхо Намчылак, выступавшая с оркестром Айги и музыкантами «Поп-механики», поражала возможностями своего голоса, напоминавшего то скрежет, то вой, и тем, как она органично вписывалась в расслабленный петербургско-ленинградский музыкальный джем на сцене.
Награды лауреатам выносили фигуристые девушки как будто из телепрограммы «Поле чудес» в платьях с фирменной водочной символикой, что несколько сбивало с толку, особенно когда награду вышел получать почтенный Владлен Гаврильчик.
К слову о наградах: статуэтки для победителей в виде массивной синей руки в жесте «thumbs-up» на белом постаменте подготовил Виталий Пушницкий, лауреат Премии Курёхина и Французского института прошлого года. На этот раз на трехмесячную стажировку в Париже по программе Cité des Arts отправится московский художник Дмитрий Морозов ака ::vtol::, изобретатель электронных художественных объектов:
Лучшим кураторским проектом стала выставка Наили Аллахвердиевой «Лицо невесты», показанная в Музее PERMM летом 2012 года, а затем частично на «Винзаводе», — первая и качественная попытка представить современное искусство Казахстана.
Петербургский искусствовед Екатерина Андреева получила «Лучший текст о современной культуре» за книгу «Угол несоответствия» — первую энциклопедию нонконформизма Ленинграда и Москвы.
«Лучший паблик-арт» получил трехдневный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», прошедший летом 2012. Его проводит команда молодых архитекторов во главе с Антоном Кочуркиным из Москвы, вдохновленная художником Николаем Полисским, единственным московским «Митьком» и российским лэнд-артистом.
Московский художник Виктор Алимпиев получил «Лучший медиа-объект» за видео «Вот», показанное на одноименной русско-голландской выставке в ММСИ зимой 2010 года.
Лучшим произведением визуального искусства стала инсталляция про человека, космос, очевидное и невероятное «Красное смещение» петербуржцев Елены Губановой и Ивана Говоркова, показанная на выставке We are here на 54-й Венецианской биеннале в 2011 году.
Гран-при «Поп-механика» получил петербургский композитор Владимир Раннев за оперу «Два акта» на либретто Дмитрия Александровича Пригова, показанную в Главном штабе Эрмитажа на фестивале «Дни Пригова».
«Этно-механику» взял бурятский коллектив «Намгар» с альбомом «Рассвет праматерей», а «Электро-механика» досталась петербургскому исполнителю Monokle за альбом Saints.
Фотографии Михаила Григорьева.