Репортаж с церемонии вручения международной премии в области современного искусства 2012.

 

Марат Гельман объявляет лучший палик-арт проект, а «конферансье» буквально уносят со сцены Марат Гельман объявляет лучший паблик-арт проект, а «конферансье» буквально уносят со сцены

Четвертую Премию Курёхина вручали вечером 5 апреля 2013 в обстановке традиционной петербургской анти-помпезности. Импровизации жюри у микрофона, небольшие заминки с выдачей статуэток, поп-механический фрик-джем — подход к делу у Курёхин-центра нарочито небрежен при этом его нельзя назвать непрофессиональным. Оркестр дирижера и композитора Алексея Айги «4'33» играл стремительно и захватывающе: от вещей Сергея Курёхина (живьем впервые за 16 лет) или маршевого «Тибетского танго» «Аквариума» до атональных вещей, к исполнению которых дирижер подключал зрителей, показывая таблички с буквами «Ш», «Щ», «С», «О» — и весь зал послушно шипел, свистел и урчал. Оркестр играл, а Айги пылесосил сцену, играл с пианистом в пинг-понг на крышке рояля и пускал по ней заводных зверей.

Алексей Айги Алексей Айги

По сравнению с прошлогодней церемонией, запомнившейся авангардными декорациями и эксцентричной подачей, нынешняя получилась как будто более сдержанной и при этом динамичной. Художник Максим Свищёв снова подготовил видеопроекцию на три стены зала, так что зрители оказались в этаком тотальном цифровом поле. Фрики и чудаки на сцене почти не появлялись, за исключением босого Гарика Виноградова в белом платье, зеленых очках с серебристой гитарой наперевес и песней про бифидобактерию и Веры Сажиной с баяном и долгой жесткой нойз-балладой. Кроме того, место у микрофона настойчиво занимала «конферансье» — пышногрудая дама с химзавивкой в ярко-красном бархатном платье в пол.

Тувинская певица Сайнхо Намчылак, выступавшая с оркестром Айги и музыкантами «Поп-механики», поражала возможностями своего голоса, напоминавшего то скрежет, то вой, и тем, как она органично вписывалась в расслабленный петербургско-ленинградский музыкальный джем на сцене.

Тувинская певица Сайнхо Намчылак приехала на церемонию из Австрии Тувинская певица Сайнхо Намчылак приехала на церемонию из Австрии

Награды лауреатам выносили фигуристые девушки как будто из телепрограммы «Поле чудес» в платьях с фирменной водочной символикой, что несколько сбивало с толку, особенно когда награду вышел получать почтенный Владлен Гаврильчик.

Художнику и поэту Владлену Гаврильчику отдали почетную перимю Художнику и поэту Владлену Гаврильчику отдали почетную премию

К слову о наградах: статуэтки для победителей в виде массивной синей руки в жесте «thumbs-up» на белом постаменте подготовил Виталий Пушницкий, лауреат Премии Курёхина и Французского института прошлого года. На этот раз на трехмесячную стажировку в Париже по программе Cité des Arts отправится московский художник Дмитрий Морозов ака ::vtol::, изобретатель электронных художественных объектов:

 

Лучшим кураторским проектом стала выставка Наили Аллахвердиевой «Лицо невесты», показанная в Музее PERMM летом 2012 года, а затем частично на «Винзаводе», — первая и качественная попытка представить современное искусство Казахстана.

Петербургский искусствовед Екатерина Андреева получила «Лучший текст о современной культуре» за книгу «Угол несоответствия» — первую энциклопедию нонконформизма Ленинграда и Москвы.

«Лучший паблик-арт» получил трехдневный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», прошедший летом 2012. Его проводит команда молодых архитекторов во главе с Антоном Кочуркиным из Москвы, вдохновленная художником Николаем Полисским, единственным московским «Митьком» и российским лэнд-артистом.

Московский художник Виктор Алимпиев получил «Лучший медиа-объект» за видео «Вот», показанное на одноименной русско-голландской выставке в ММСИ зимой 2010 года.

Лучшим произведением визуального искусства стала инсталляция про человека, космос, очевидное и невероятное «Красное смещение» петербуржцев Елены Губановой и Ивана Говоркова, показанная на выставке We are here на 54-й Венецианской биеннале в 2011 году.

Гран-при «Поп-механика» получил петербургский композитор Владимир Раннев за оперу «Два акта» на либретто Дмитрия Александровича Пригова, показанную в Главном штабе Эрмитажа на фестивале «Дни Пригова».

«Этно-механику» взял бурятский коллектив «Намгар» с альбомом «Рассвет праматерей», а «Электро-механика» досталась петербургскому исполнителю Monokle за альбом Saints.

Фотографии Михаила Григорьева.