Erarta Motion Pictures I. Фестиваль короткометражного кино об изобразительном искусстве. Эрарта, 15 - 31 марта 2013.

2013_03_12_erarta motion pictures

С 15 по 31 марта в музее современного искусства «Эрарта» состоялись показы в рамках фестиваля Erarta Motion Pictures. В основную программу вошло около пятидесяти короткометражных фильмов об изобразительном искусстве – документальных и художественных. В составе жюри первого по счету фестиваля «Эрарты» значились режиссер Александр Сокуров, художник Александр Загоскин, композитор Сергей Евтушенко, кинокритик Кармен Грэй и видеохудожник Ари Магнуссон.

Подборка художественных фильмов выглядела довольно сумбурной. Откровенно любительские фильмы соседствовали с продуманными до мелочей, заручившимися поддержкой продюсеров и кинокомпаний. При этом первые нередко оказывались интереснее вторых. Так, имеющий очевидные недостатки фильм «Ничего особенного» (реж. О. Донец) про художника, картин которого никто не видел, потому что он писал их прямо по небу, запомнился больше, чем чересчур сдержанный и осторожный «Сег-погост» М. Дриневской. Что касается документальных фильмов, этот блок как-то сразу и бессознательно воспринимался как основной – он и сильнее, и ярче. Картина о последних годах Поля Гогена, основанная на дневниковых записях художника («Гоген. Человек, делающий людей», реж. Е. Крылов), пропитанные петербургским духом фильмы о Роальде Мандельштаме («Продавец лимонов», реж. М. Якубсон) и Борисе Кошелохове (Two Highways, реж. А.Марков и Н.Теплов), похожая на хронику история создания одной картины (Txiki, реж. S. Martin) – каждая из работ, вошедших в шорт-лист, искренняя, эмоциональная и по-своему интересная.

2HW_poster_ru_700

Из внеконкурсной программы чуть ли не самыми любопытными стали показы многосерийного фильма Джона Бергера «Искусство видеть». На экране растрепанный человек средних лет на фоне буколических голубых облаков эмоционально размахивает руками и с пылом рассказывает о сути искусства. О том, что оно – вещь. О том, что нет искусства для искусства. О том, что главное в искусстве – это обладание его предметом, а потому оно не так уж далеко от современной рекламы. Рекламный мир повторяет классическое искусство и эксплуатирует его образы. Златовласые нимфы и мраморные богини – это теперешние топ-модели. Аристократы в парчовых костюмах, позирующие на фоне своих богатств – это нынешние счастливые семьи из рекламы кукурузных хлопьев. Четырехчасовой многосерийный фильм смотрится на одном дыхании.

2891174208_4e5d36aa0d

Еще одна внеконкурсная работа – фильм «Screaming masterpiece» режиссера Ари Александра Эргиса Магнуссона, снятый в 2005 году и посвященный современной исландской музыке. Это колоритная и самодостаточная попытка манифестировать многообразие национальной музыкальной сцены и отойти от стереотипов про Бьорк и Sigur Ros. Сюжеты о двух «главных исландских звездах» перемежаются с кадрами репетиций местечковых молодых рок-групп, речитативами рэперов из Рейкъявика и выступлениями минимал-исполнителей. При этом, сколько бы ни повторяли создатели и герои фильма, что Бьорк – совсем не главное в исландской музыке, на фрагментах ее живых выступлений почему-то об этом моментально забываешь.

02

В качестве куратора Магнуссон представил на фестивале несколько короткометражек – про гримасничающих людей (Grimaces, реж. Erro), про человека, пишущего длинный текст о Смысле и Значении на прозрачном свитке (Dist, реж. Bjarni H. Thorarinsson), и про другого человека, сосредоточенно ищущего сходство между своей головой и кочаном капусты (Head and Cauliflower, реж. Sigurdur Gudmundsson). На первый взгляд забавные и легкомысленные, отсылающие к поп-арту и опытам Уорхола и Дюшана, эти фильмы содержат в себе важное размышление о границах искусства и выглядят свежо на фоне иногда пресной основной программы.

Любопытную подборку фильмов – Depicting life – представил испанский куратор Ксавьер Г. Пуэрто. Звучащие за кадром личные истории обретают на экране причудливые абстрактные анимационные формы, пробуждают в сознании забытые с детства образы и, набросок за наброском, увлекают за собой. Фильмы из этой программы, рассказывают ли они о гибели отца в автокатастрофе или о том, как сложно в детстве выбрать между супом и салатом, на самом деле посвящены одной проблеме – интимности искусства. Ведь за каждым наброском таятся глубокие переживания, воспоминания и боль.

Живопись в фильмах фестиваля Erarta Motion Pictures предстает ремеслом, товаром, любительским увлечением или, наконец, искусством – но в любом случае способом связи людей. Однако с широким зрителем авторам работ связаться так и не удалось. В этом смысле фестиваль «Эрарты» напоминает один из представленных в программе фильмов: будто на прозрачном полиэтилене пишут Самое Главное, но то ли высказывание слишком длинное, то ли почерк неразборчив.