Первые десятилетия ХХ века — золотой век открыток. Открытки, составленные из букв и цифр, были тогда привычны и любимы. Искусство летризма (или, как сказали бы дизайнеры, леттеринга) стало их главной визуальной характеристикой и основой успеха и популярности в народе.

Автор открытки, сегодня мы бы назвали его дизайнером, использовал в качестве средства выразительности «материю» букв и цифр. Сегодня эти визитные карточки прошлого выглядят сентиментальным китчем времен молодости наших бабушек и дедушек. Важно отметить, что дизайнеры этих открыток, по сути дела, были современниками первых лет зарождения модернизма. А именно модернизм зачастую отводил  букве и цифре главенствующую роль. Поэты и художники первых десятилетий ХХ века охотно вплетали цифробуквенный визуальный ряд в свои произведения. Им справедливо казалось, что пощечина общественному вкусу так будет сильнее. Крупнейший представитель театра абсурда Эжен Ионеско и поэт Исидор Изу в сороковые годы даже создали модернистское течение в поэзии — летризм, провозглашавшее, что единица поэзии и красоты — буква.

Модернисты и тогда и теперь страшно далеки от народа, а открытка, наоборот, плоть от плоти народной. Почему же так популярны были визуальные кунштюки дизайнеров-открыточников, основой которых были буквы и цифры? Думаю, что у популярности открыток были эстетические и психологические причины. Эстетические заключались в том, что буквы и цифры, становясь иллюстрацией, переходили из чисто смысловой в эстетическую категорию. Это позволяло им самим  становиться арт-объектами. Они красивы сами по себе. И любая работа с буквой — каллиграфия, шрифт, леттеринг — только усиливает их эстетическую самодостаточность. Психологические причины популярности лежат на поверхности. Открытка в начале века — одно из важнейших средств коммуникации. И главная задача изображения на открытке — тронуть душу того, с кем эту коммуникацию осуществляешь. Большинство открыток, сконструированных из букв,  — это имена. Андрей, Вова, Саня, Елизавета и так далее. Каждому дорого его имя.  Вот он, самый простой способ достучаться до нас, — обратиться по имени. А с цифрами и того проще. Основная масса открыток — поздравлялки. Какой же Новый год без обозначающих его цифр?! Вот и старался дизайнер начала прошлого века связать эстетику с психологией. И это удавалось ему всем на радость!

Материал иллюстрирован открытками из собрания автора.

Продолжение «Красивых открыток» здесь.