Сергей Быков «Après Nous». «ФотоДепартамент», 2 апреля - 3 мая 2013.

Sergey_Bykov_23

В галерее «ФотоДепартамент» открылась выставка Сергея Быкова «Après Nous», на которой представлена коллекция работ, созданных с 2002 по 2010 год. В 2007 году некоторые из них были продемонстрированы в Польше в рамках масштабного фестиваля «Месяц фотографии в Кракове». А в 2010 году представленная коллекция вошла в shortlist престижной фотопремии European Publishers Award for Photography. В Петербурге, как, впрочем, и в России, проект «Après Nous» выставляется впервые.

Густые деревья, качающиеся на ветру; мужчина в пугающей маске; подернутый туманной дымкой пейзаж с летающими чайками; и молодые любовники, страстно целующиеся во дворе, засыпанном осенней листвой. Здесь есть и классические фотографии, и размытые, сделанные как бы случайно; есть изображения с привычными персонажами такими, как улыбающиеся дети, и совершенно внезапные с мистической символикой, вроде мужчины, стоящего в пентаграмме, или крыльев, надетых на лежащую собаку. Всё это вместе создает ощущение спонтанных эпизодов, рожденных причудливой памятью художника и объединенных всеохватывающим ощущением светлой грусти о том, что навсегда осталось в прошлом.

Выставка «Après Nous» упорядочивает этот разноплановый лиричный материал, деля его на две логические части: стенд с цветными полароидами и напечатанные вручную черно-белые фотографии, в которых нашло отражение всё что происходило в душе автора в период создания проекта. При этом Сергей Быков принципиально отказывается от любых намеков на хронологичность и объективность: ни дат, ни названий снимков, ни информации о тех, кто на них запечатлен он не приводит, превращая,таким образом, свои личные воспоминания в универсальные.

Стиль художника, по видимому, формировался не без влияния творчества Майкла Акермана —  современного, уже почти культового фотографа, чьи работы напоминают скорее магические видения, чем фиксацию повседневной действительности. Подобно ему Сергей Быков не исследует значимые вопросы современности, а лишь стремится передать свои необычные впечатления от некогда встретившихся ему случайных мест и людей. В 2001 году именно Майкл Акерман преподавал Сергею Быкову искусство фотографии на мастер-классе в Италии, и теперь с восхищением отзывается о работах своего бывшего ученика, отмечая свободу и неожиданность его творчества. Похвала такого достойного мастера почетнее многих престижных наград.