Американский аукционный дом Dallas Auction Gallery продал парные вазы Императорского фарфорового завода, которые никто не видел последние 85 лет. Информация появилась на сайте агентства John Varoli PR.

2013_04_12_vazy

17 апреля Dallas Auction Gallery (Техас, США) должна была состояться продажа парных ваз, изготовленных в XIX веке петербургским Императорским фарфоровым заводом. Оценочная стоимость ваз высотой 137,5 сантиметров, которые продавались в паре, составляла 1,5 миллиона долларов США. Однако, как сообщило агентство Lenta.ru, за неделю до аукциона неизвестный частный покупатель выложил за них 2,7 миллиона.

Есть версия, что вазы покинули Россию во время распродажи сокровищ императорского двора после революции. В середине 1920-х годов вазы были выставлены на продажу в мюнхенской Бернхаймерской галерее и куплены американским нефтяным магнатом Франком Баттрамом. А сейчас наследники третьего поколения бизнесмена решили продать вазы через Dallas Auction Gallery.

Российские императорские вазы — одни из наиболее ценных изделий из фарфора, когда–либо созданных, их продают более, чем за 5 миллионов долларов США за пару. Такая стоимость объясняется тем, что они производились специально для русского царя и приближенной аристократии. Производство крупных ваз было очень трудоемким и доверялось лучшим мастерам и художникам по фарфору.

«Открытие этих двух императорских ваз – волнительное событие, прежде всего, по той причине, что данные вазы – образцы высочайшего качества исполнения времен правления Николая I, золотого века производства русского фарфора», – отмечает Екатерина Хмельницкая, куратор отдела русского фарфора Государственного Эрмитажа, – Более того, это большая неожиданность — обнаружить русские императорские вазы в сердце «дикого» запада». В сентябре 2012 года Екатерина Хмельницкая изучала вазы в качестве независимого эксперта Dallas Auction Gallery и подтвердила их аутентичность и историю их происхождения.

Центральные части ваз–бандо покоятся на основаниях глубокого сливового цвета и обрамлены ручками в виде акантовых завитков. Превосходное исполнение рельефного орнамента создает иллюзию позолоченной чеканки по металлу или бронзе. Одну из ваз украшает копия с полотна из эрмитажной коллекции – «Концерт» голландского художника Паламедеса.

«Основываясь на архивных записях, нам известно, что эта картина была отправлена из Эрмитажа в Императорский фарфоровый завод в 1832 году для ее воспроизведения на вазе, – рассказывает Екатерина Хмельницкая,– Роспись на этой вазе была исполнена Семеном Головым, одним из лучших копиистов исторической и фигурной живописи».

Картина, воспроизведенная на второй вазе, не определена. Согласно экспертам Эрмитажа, известно, что речь идет о произведении голландского художника XVII века, которое не находится более в коллекции музея. Вероятнее всего, оно было продано за пределы России наряду с другими произведениями искусства в 1920-х годах. Однако, подлинно известно, что автором данной копии на фарфоре был Василий Мещеряков, один из лучших копиистов завода.

Для экспертов данное событие значимо еще потому, что императорские вазы Dallas Auction Gallery являются близкими родственниками другой пары. «В Эрмитаже находится пара подобных ваз–бандо с синим фоном и подобным позолоченным декором. Они были созданы в 1831 году, и основываясь на нашем изучении архива, вазы были представлены императору Николаю I в качестве пасхального подарка. Роспись на этих вазах была также исполнена художниками Головым и Мещеряковым. Вероятнее всего, после завершения ваз, находящихся сейчас в Эрмитаже, они начали работать над росписью ваз, выставляемых к продаже в городе Даллас».