Многие современные художники плодотворно экспериментируют с различными видами искусства.

violeta-parra_hombre-con-guitarra_1960 Виолета Парра. Человек с гитарой. 1967

Недавно в Петербурге выступал Джейсон Мартц – живописец и композитор, работающий в диапазоне от танцевальной поп-музыки до авангарда. Дебютную пластинку Luftbobler выпустил английский художник Динос Чепмен. Ай Вэйвэй заявил, что в ближайшее время собирается проявить себя как рок-музыкант и записать альбом, характеризующийся тяжелым гитарным звучанием.

Современные музыканты также экспериментируют в области визуальных искусств. Дэвид Боуи, Боб Дилан, гитарист Rolling Stones Рон Вуд пишут картины. Основатель Talking Heads Дэвид Бирн уже более двадцати лет вполне профессионально занимается фотографией. Автором интересных работ в области видеоарта был Питер Кристоферсон из Coil.

Почему художники вдруг начинают играть музыку, а музыканты – писать картины? Нередко бывает так, что один вид искусства позволяет лучше выразить то, что не может выразить другой. В истории современной музыки есть немало творцов, успешно сочетающих амплуа живописца и музыканта. Наш обзор посвящен наиболее ярким фигурам.

Янис Ксенакис

Греческо-французский композитор, один из мэтров музыкального авангарда ХХ века, был еще и талантливым инженером и архитектором. С 1948-го до 1960-го Ксенакис работал в мастерской знаменитого архитектора-модерниста Ле Корбюзье. Двух художников объединяло в том числе и увлечение математикой. Одним из выдающихся достижений Ксенакиса в области архитектуры стал проект павильона «Филипс» для выставки ЭКСПО 58 в Брюсселе. Моделирование сложных форм павильона осуществлялось при помощи математических методов расчета поверхностей второго и третьего порядка. Аналогичные математические построения Ксенакис использовал и как композитор.

Важное место в творчестве Ксенакиса играют идеи синтеза искусств. В 1977 году он изобрел устройство, получившее название UPIC — планшет, на котором исполнитель рисует световым пером. Специальная компьютерная программа анализирует полученное изображение и преобразует его в звук. UPIC использовал при записи некоторых своих композиций британский электронный музыкант Ричард Д. Джеймс, более известный под псевдонимом Aphex Twin.

В ролике Metastasis (сочинение 1954 года) показаны виды монастыря Ла Турретт, который Ле Корбюзье проектировал при участии Ксенакиса:

Сид Барретт

Легендарный основатель Pink Floyd считал себя в первую очередь художником и свободное от занятий музыкой время посвящал живописи. Он писал как пейзажи в духе импрессионизма, так и психоделические абстрактные полотна. К сожалению, яркому художественному таланту Барретта помешала раскрыться в полной мере душевная болезнь, усугубленная наркотиками. Многие свои картины он уничтожил.

Петер Брётцманн

Культура знает немало удивительных примеров, когда процессы в самых разных, на первый взгляд, сферах происходят параллельно. В истории живописи и музыки есть немало таких совпадений. Так, в 1950-х годах становление абстрактного экспрессионизма происходит параллельно с развитием фри-джаза. Эксперименты Марка Ротко и Джексона Поллока с цветом имеют целый ряд сущностных сходств с музыкальными экспериментами Джона Колтрейна и Орнетта Коулмена. Если абстрактная живопись пытается высвободить цвет на волю, полностью отделив его от сферы повседневных смыслов, то авангардный джаз предпринимает попытку освобождения звука. Отказ от ритма и мелодии открывает неожиданный простор для изучения выразительных возможностей звука как такового.

Творческий путь немецкого саксофониста Петера Брётцманна вполне вписывается в культурный контекст эпохи. В 1960-х годах молодой Брётцманн изучал живопись. В его картинах чувствуется влияние абстрактного искусства. Однако музыка, судя по всему, дала ему больше возможностей для самовыражения.

Виолета Парра

В 1960-х, когда в Европе и США под звуки джаза и рок-н-ролла гремели молодежные бунты, Запад смог по-настоящему познакомиться с культурой и искусством стран Азии, Африки и Латинской Америки. Именно тогда многие художники и музыканты из стран «третьего мира» добились признания не только у себя на родине. Одним из достижений культурной революции тех лет можно считать то, что европейские зрители и слушатели перестали сводить неевропейские культуры к диковинным экспонатам из этнографического музея.

Одной из самых ярких фигур «неевропейских шестидесятых» является, конечно же, чилийская певица, поэтесса и художница Виолета Парра. Ее песни, отличающиеся остросоциальной направленностью, перепевали Джоан Баэз и Роберт Уайетт. В начале 1960-х Виолетта Парра жила в Париже и стала первым латиноамериканским художником, удостоившимся персональной выставки в Лувре.

Свен Гундлах, «Мухомор» и «Среднерусская возвышенность»

В 1981 году был записан один из самых новаторских альбомов советского рока — «Золотой диск» московской группы «Мухомор». Собственно говоря, к року, да и вообще к музыке этот альбом имеет весьма опосредованное отношение. Группа состояла из художников-концептуалистов, почти не умевших играть и петь. Свен Гундлах, Константин Звездочетов, Алексей Каменский, Владимир и Сергей Мироненко перенесли метод коллажа, который они использовали в визуальных искусствах, в область работы со звуком. Материалом стали фрагменты популярных песен и радиопередач, звон кремлевских колоколов, отрывки из симфоний. Запись производилась на самый примитивный бытовой магнитофон, без каких бы то ни было технических ухищрений. Альбом был записан развлечения ради, но в богемных кругах воспринимался как сложное и эзотерическое авангардное творение.

Сам факт существования «Мухомора» подтверждает, что художественные идеи носятся в воздухе и никакие железные занавесы не могут встать на пути их распространения. В те годы, когда Свен Гундлах записывал «Золотой диск», в Великобритании в аналогичном ключе экспериментировал Стивен Стэплтон (Nurse with Wound), а в Японии — Масами Акита, позднее ставший известным под псевдонимом Merzbow.

В 1986 году Гундлах вместе с Николой Овчинниковым, Никитой Алексеевым и другими художниками создал новую группу, получившую название «Среднерусская возвышенность». Основной акцент делался не столько на музыке, сколько на создании атмосферы веселого абсурда. Неспроста участники группы называли свое творчество «симулятивным роком».

Тор Лундвалль

Американский художник Тор Лундвалль в основном пишет меланхоличные природные пейзажи. На северо-востоке США есть много таких мест — одиноких, глухих и безлюдных. Иногда на его картинах встречаются образы, явно инспирированные индейской мифологией — например, люди с головами птиц.

С начала 1990-х годов Тор Лундвалль занимается оформлением музыкальных альбомов. Самыми известными его работами в этой области являются обложки альбомов дарк-фолк группы Sol Invictus. Между живописью Тора Лундвалля и поэзией Тони Уэйкфорда есть немало совпадений и перекличек. Оба они, например, активно используют в творчестве растительную и древесную символику. Одинокое дерево на фоне безрадостного зимнего пейзажа выступает в качестве метафоры существования человека, обреченного на вечное одиночество и непонимание.

В конце 1990-х художник сам начал записывать музыкальные альбомы — как в сотрудничестве с Тони Уэйкфордом, так и сольно. Большинство его композиций исполнены той же меланхолии, что и живопись.

Бойд Райс

Как музыкант Бойд Райс известен благодаря экспериментам в области индустриальной музыка, дарк-фолка и нойза. Однако при всей своей тяге к авангарду и эзотеризму он нежно любит поп-культуру, постоянно обращаясь к ее образам и мотивам. Фотографии и коллажи Бойда Райса являются своеобразным дополнением к его музыкальному творчеству. На языке массовой культуры он говорит на шокирующие и не всегда приятные темы: секс, смерть, насилие. Образы и сюжеты Райс заимствует из третьесортных фильмов ужасов и порножурналов, а также из пропагандистских плакатов тоталитарных режимов.