После перерыва, связанного с прошедшей в Этнографическом музее IV архитектурной биеннале, ART1 продолжает рассказывать о том, каким видят будущее центральной части города петербургские архитекторы. В четвертой серии проекта о судьбе исторического центра рассуждает руководитель архитектурно-проектного бюро «А.Лен» Сергей Орешкин.

oreshkin Сергей Орешкин

В ноябре прошлого года состоялось подведение итогов открытого конкурса на разработку концепции развития двух важнейших для исторического центра Петербурга территорий – Северной Коломны и Новой Голландии, а также кварталов вокруг Конюшенной площади. Конкурс выиграла «Студия-44» Никиты Явейна. Интересно, что победитель, оценивая предложения своих коллег, назвал концепцию Сергея Орешкина, чуть ли не единственным серьезным предложением.

Лучший вид на Петербург

Прогулка по центру города на планах и визуализациях проектного бюро «А.Лен» начинается с Невского проспекта. От Казанского собора под землей переходим к атриуму на Малой Конюшенной улице и по нему, никуда не сворачивая, выходим к одной из новых городских достопримечательностей – поднимающемуся панорамному ресторану. Посмотреть на Петербург с высоты теперь можно не только с колоннады Исаакиевского собора. Кроме этой площадки в центре действует еще одно заведение, посетителям которого обеспечен прекрасный вид: то на одной, то на другой площади размещается мобильный ресторан, поднимаемый над городом специальным автокраном.

perspektiva

Неподалеку от Марсова поля с сохраненным мемориалом и организованной подземной парковкой можно арендовать велосипед и по малолюдной Миллионной улице отправиться в сторону Дворцовой площади, а затем – на Английскую набережную. Под землей вдоль Невы к Ново-Адмиралтейскому мосту несутся автомобили, а на поверхности – променад, набережная-сад с кафе и магазинчиками, сценическими площадками и даже шахматным клубом. В ближайшем пункте проката велосипед можно оставить и углубиться внутрь «гостиничных кварталов», опоясывающих Галерную улицу. Дворы перекрыты атриумами, кафе, кинотеатры, рестораны – на первых этажах, выше – гостиницы и мини-отели.

Дальше путь лежит к острову Новая Голландия, через который, благодаря возведенным пешеходным мостам, можно перескочить к отремонтированному стадиону Лесгафта. Когда на спортивной арене проводятся университетские или общегородские соревнования, прилегающая аллея, поднятая над уровнем земли, превращается в некое подобие трибуны.

Наша прогулка заканчивается у концертного зала Мариинского театра. Теперь можно нырнуть в очередной подземный переход и спуститься на станцию метро «Театральная» или вновь арендовать велосипед и на нем по набережной Мойки вернуться на Конюшенную площадь.

Благоустройство хуже бесхозности

Срок подготовки конкурсных концепций был ограничен двумя месяцами. Руководитель архитектурной мастерской «А.Лен» Сергей Орешкин признается, что этого времени недостаточно: «Одни говорят, что на реализацию таких масштабных проектов уходит вся жизнь, другие говорят о десятилетиях. В любом случае, необходимо все очень тщательно изучить и принимать осторожные, выверенные решения». Несмотря на сжатые сроки, проделанную за два месяца работу руководитель проектного бюро оценивает положительно: «Сделали все на очень приличном уровне и, также как и другие участники конкурса, довольно много потратили денег. Сколько? Каждая компания потратила от миллиона рублей», - признается Сергей Орешкин.

visual_1 В концепции архитектурной мастерской "А.Лен" особое внимание уделяется озеленению центральной части города

О необходимости тщательной комплексной подготовки при реализации столь масштабных проектов руководитель мастерской «А.Лен» говорит не случайно: «В городе есть печальный опыт принятия скоропалительных решений. Среди них и газпромовская программа благоустройства. Посмотрите, что происходит на канале Грибоедова, за набережную которого взялись, как мне кажется, без всякой подготовки. Невооруженным глазом видно, что средства израсходованы крайне нерационально», - делится своими соображениями архитектор.

Вопросы вызывает и качество проделанной работы. «Уже через два года после реализации все, что было сделано, пришло в ужасное состояние», - критикует проект благоустройства Сергей Орешкин и приводит в качестве примера ситуацию с каменными скамейками, расставленными вдоль канала Грибоедова на участке от Невского проспекта до храма Спаса на Крови. «Предполагалось, что они будут служить веками и не пострадают от вандалов. В итоге оказалось, что сидеть на них невозможно, разве только сумку поставить, да и для молодых людей, которые с пивом там отдыхают, сдвинуть или повредить такую «антивандальную» скамейку – не проблема», - рассуждает Сергей Орешкин и сразу же выступает с предложением использовать европейскую практику: «Везде в Европе скамейки делают из дерева — это просто, удобно и дешево. Кроме того, раз в два года их можно легко менять на новые».

masterplan Разветвленная сеть велодорожек и пешеходных маршрутов, новые мосты и подземные переходы призваны сделать центр города комфортным для передвижения

Мощение улиц — еще один пример плохого благоустройства. Архитектор возмущается: «На Пестеля и Белинского шандарахнули гранитное покрытие, на фоне которого путиловская плита (известняк, который на протяжении веков применялся в Петербурге при строительстве – прим. ART1) просто нищенски смотрится! Наши улицы никогда не имели такого мощения, а они все равно продолжают в исторической среде использовать нарезанные машиной абсолютно неаутентичные материалы».

Помимо безграмотного благоустройства, еще одна проблема центральной части города – это бесхозность огромных территорий. Руководитель мастерской «А.Лен» уверен, что исправить ситуацию можно, обязав крупных инвесторов приводить в порядок не только сами объекты, но и прилегающие к ним территории и маршруты.

Центр — человеку

Концепция мастерской «А.Лен» разрабатывалась под девизом «Центр – человеку». При этом о полном выведении автотранспорта с территорий вокруг Конюшенной площади и Новой Голландии речи не идет. «Мы искали подходящие наземные и подземные пятна, которые можно было бы использовать под паркинги», - рассказывает Сергей Орешкин. - «Есть участки на Пряжке, можно организовать паркинг под стадионом Лесгафта, под Конюшенной площадью. Даже на Марсовом поле, в тех местах, где нет захоронений, можно было бы организовать подземные стоянки», - уверен архитектор.

visual_2 Концепция разрабатывалась под девизом "Центр - человеку"

В целом Сергей Орешкин считает, что транспорт в центре необходимо ограничивать, центру необходимы новые подземные переходы, пешеходные мосты, расширенные пешеходные зоны. Главное при создании новых маршрутов понять, будут ли они востребованы людьми. «Начиная работу над концепцией, мы, например, задались вопросом: а как от Новой Голландии можно удобным способом пройти к строящейся станции метро «Театральная»? Выяснилось, что никак! Там, в Новой Голландии, у арки Валлен-Деламота, ни одного моста нет, канал не перейти. Значит, нужно какие-то мостики двухуровневые перекинуть, продумать маршрут, в том числе велосипедный, учесть дифференциацию потоков».

Архитектор также убежден, что за удовольствие пользоваться личным автотранспортом в пределах исторического центра нужно платить: «Легковые автомобили могут задерживаться на центральных улицах только за большие деньги. Необходимы платные парковки и, возможно, некие абонементы для местных жителей. Однако, я боюсь, что в наших условиях любую хорошую идею могут загубить. Бардак, который сейчас творится в Петербурге с эвакуаторами, тому пример».

istoricheskaya-schema В концепции мастерской "А.Лен" учтены основные объекты туристического притяжения

Отдельная тема – водные маршруты. По мнению руководителя «А.Лен», в настоящее время любая водная прогулка по рекам и каналам Петербурга превращается в «тотальную экскурсию». «Тебя сажают в лодку и без остановок везут по рекам и каналам. У людей нет возможности перевести дух, поближе присмотреться к городу, выпить кофе или перекусить», - описывает нынешнюю ситуацию Сергей Орешкин и предлагает установить вдоль всех водных маршрутов некие памятные знаки, которые станут новыми объектами туристического притяжения. По мнению архитектора, необходимо организовать по пути движения экскурсионных корабликов причалы-остановки, на которых можно будет выйти, перекусить, поближе рассмотреть те или иные достопримечательности или посетить устроенную здесь же выставку.

Строить можно, но не всем

Предложения «Студии-44» по активному использованию внутридворовых пространств Сергей Орешкин не поддерживает. «При всем уважении к концепции Никиты Игоревича Явейна, мне в ней не понравилось то, что она чуть ли не все дворы предлагает использовать, как общественные», - рассказывает руководитель мастерской «А.Лен». - «Поймите,сейчас есть тенденция закрытия дворов. Люди ставят ворота и шлагбаумы, а мы возьмем и все дворы откроем. Какой нормальный петербуржец захочет, чтобы у него под окнами пил пиво какой-нибудь житель Иркутска или галдела молодежь из Перми?», - задается вопросом и сам проживающий в центральной части города архитектор.

programma Концепция предполагает восстановление храма Спаса на водах, строительство панорамного ресторана, прокладку к Ново-Адмиралтейскому мосту тоннеля для автотранспорта и организацию пешеходных "улиц-пассажей"

В ходе обсуждения конкурсных концепций много споров было о судьбе стадиона при Университете имени Лесгафта. Сергей Орешкин уверен, что и само уникальное образовательное учреждение и принадлежащий ему стадион должны быть сохранены. Тем не менее, без освоения связанных со стадионом территорий не обойтись. Руководитель мастерской «А.Лен» уверен, что новое строительство в центре необходимо: «Конечно, здесь нужны опытные архитекторы. Но и молодые ребята, студенты, смогут найти себе применение. Проектирование небольших пешеходных мостов, каких-то локальных объектов – все это вполне могло бы стать темой студенческих архитектурных конкурсов».

По мнению Сергея Орешкина, жизнь архитектора, работающего в центральной части города, осложняют не только противники любого строительства в исторической среде, но также и те, кто разрабатывает и принимает законы. «Наши нормы пишут люди, которые по факту являются нашими оппонентами», - поясняет Сергей Орешкин. - «Мы, архитекторы — созидатели, а эти ребята ничего за всю жизнь не создали. К написанию законов, регулирующих градостроительство и архитектуру, особенно в центре, нужно привлекать профессионалов, но как привлечь того же Явейна, руководителя успешной студии, к этому процессу, я не знаю», - завершает свой рассказ руководитель бюро «А.Лен».