Толстый (Владимир Котляров) "Письма в Петербург". Арт-центр "Борей", 16 – 20 апреля 2013.

«Борей» - как раз то место, где выставка и должна была состояться: среди собранных в здешнем кафе артефактов обращает на себя внимание фотография Толстого, на которой каллиграфическим стилем сделано посвящение хозяйке галереи: "Здесь был и до смерти полюбил Танечку Пономаренко". На небольшой экспозиции «Письма в Петербург», которая будет работать только пять дней, выставлены письма, приходившие из Парижа от Толстого Александру Флоренскому, Юрию Молодковцу, Владимиру Шинкареву, и еще нескольким адресатам.

tolsty_01

Знакомство художников с Толстым относится к 1989 году, когда на волне моды на русское искусство они поехали завоевывать Запад — об этом снят фильм «Митьки в Париже». Как вспоминает Александр Флоренский, вскоре после этого путешествия ему пришло первое, несохранившееся сейчас, письмо от Толстого, выглядевшее еще скромно по сравнению с будущими работами в жанре мэйл-арта. Но все равно, полученный конверт был так необычен снаружи и внутри, что Флоренскому захотелось ответить отправителю чем-то подобным, так завязался обмен письмами. Мало кто из местных художников в то время знал о направлении искусства «мэйл-арт», поэтому Толстый является отцом если не всего русского мэйл-арта, то петербургского — совершенно точно.

Почти во всех письмах Толстого есть коллажи с фотографиями, - на них все улыбающиеся, веселые, молодые. На одном фото Аркадий Драгомощенко, ушедший в конце 2012-го. А в феврале этого года стало известно о смерти Владимира Котлярова. Слова Харджиева о «Помаде», футуристической книжке Крученых с иллюстрациями Ларионова, которая по прошествии времени смотрится как ювелирная драгоценность, можно полностью отнести к созданным Толстым письмам.

Благодаря Толстому, петербургский музей связи обладает представительной коллекцией мэйл-арта, сейчас готовится большая персональная выставка художника, к которой будет издан каталог.