Петербургский бренд Ianis Chamalidy – один из самых известных в городе, и не только. Вещи «от Чамалиди» представлены в итальянских шоурумах, в бутиках Токио, а его узнаваемый стиль подчас можно встретить на улицах Амстердама и Лондона. Новая коллекция осень/зима 2013-2014 называется по латыни – "Add vernum est", что в относительно художественном переводе можно передать как «Весна грядет». Хорошее название для зимней коллекции.

_MG_1784_1 Янис Чамалиди

Анна Конева. Янис, почему Add vernum est?

Янис Чамалиди. Весна грядет – это очень «зимнее настроение». Но не только поэтому. Потому что много размышлял над образом жизни средневекового жителя Европы и России, над Готикой, её страхами и "плоским Миром", стоящим на трёх китах, насилием и ненавистью. О том, как чёрная чума не щадила ни бедных, ни богатых, ни праведных, ни порочных. Думал о страхе, в котором жил человек того времени, о том, что изменилось сегодня.  Размышлял о Ренессансе как о Спасении от страха, о Земле, которая стала круглой, о компасе и дальних путешествиях, о появлении бумаги и карандаша, изобретении печатного станка, ставших источником знаний и заменявшим людям интернет и телевидение. Думал о жизни Художников тех времён, о Леонардо Да Винчи, о философах и учёных, о Джордано Бруно.  Думал о войнах и судьбах, о женщине, о матери и назвал… «Весной грядущей», пробуждающей Жизнь, возвращающей Свет».

01А.К. Тем не менее, образы коллекции, скорее не ренссансные, а из того самого «долгого Средневековья». То есть весны нам пока не видно?

Я.Ч. Да, в силуэтах, в цветах – готика, ее острые углы, стремление ввысь. Средневековые настроения царят и в фактурах. Я работал над формой, брал ткань, рассматривал фактуру и создавал силуэт. Я стремился уйти от лоска, глянца, гламура. Ткани – лен, шелк, органза – выглядят необычно. Они вываренные, мятые, размытые. Это словно трансмутация материи, я стремился передать такое алхимическое настроение – когда каждая вещь готова внутренне измениться.

А.К. Цвета тоже довольно мрачные?

Я.Ч. Про меня все время говорят, что у Чамалиди всегда черное... Но ведь это не так! Посмотрите, какое богатство оттенков – черный может быть очень разнообразным, это графит и мокрый асфальт, уголь и темный синий, и цвет ночи... И контрастом к нему – светлые бежевые и молочные оттенки. В этой графике мы видим как бы пробуждение цвета – оттенки розового, оттенки голубого. Весна грядет...

А.К. Несмотря на некоторую небрежность образа, в целом коллекция не смотрится гранжевой. Для кого она создавалась?

Я.Ч. Это образ горожанки, живущей в городе Святого Петра. Она дышит воздухом, вдохновившим множество художников, архитекторов, поэтов, модельеров... Она живет, учится и созидает, путешествует и мечтает. Она вне национальности, вне возраста. Я создавал одежду, которая могла бы стать отражением ее внутреннего комфорта и красоты, ее переживаний и выбора. Это такая девушка-космополит, она совершает перелеты с одного континента на другой, может свернуть пальто и подложить под голову в самолете, а потом надеть его и снова выглядеть вполне буржуазно. Я вообще люблю буржуазность в вещах – в качестве ткани, простоте силуэта. Вещи должны быть достойными.

А.К. К коллекции созданы необычные аксессуары, не могу сказать, что вижу в них готику или Ренессанс, скорее, модерн?

Я.Ч. Да, мы использовали природные мотивы, цветы, насекомых, стилизованные ветки. С одной стороны – это тоже образы весны, но их можно тратовать и как символы ренессаного мировоззрения – ведь это время естественнонаучных исследований, открытий, интереса и внимания к природе. Мне кажется, что модерн чем-то похож на Ренессанс, такой же поворот к свету, поиск Спасения в искусстве.

А.К. Мода для вас все же искусство?

Я.Ч. Искусство во все времена созидало, оно было ясным и прозрачным. Глядя на творения художников средневековья, человек видит путь к Спасению, все становится понятным и светлым. Искусство Ренессанса, напротив, полно жажды жизни, в нем больше вопросов. Мода же – хотя это и массовая мода сегодня – все равно остается искусством. Она воплощает традиции, образы прошлого, отражает размышления художника-модельера.

_MG_2289_smallА.К. Но ведь существуют тренды, которые, так или иначе, задают направление творчества дизайнера?

Я.Ч. Каждая коллекция создается «через себя». Тренды – это не прописи, это направление создания образа, поэтому они всегда воплощаются очень органично.

А.К. Вы часто создаете образы, скажем так, без пола и возраста. Собственно, андрогинность сегодня – это один из трендов. Как вы считаете, сегодня различие между мужчиной и женщиной становится не существенным?

Я.Ч. Современные мужчины и женщины, конечно, отличаются от тех, что жили прежде. Хотя говорить о стирании различий все-таки не стоит...

А.К. Вы один из немногих модельеров, чьи коллекции включают мужские образы. В чем разница между мужской и женской модой?

Я.Ч. В моих коллекциях всегда присутствуют и мужские, и женские образы – потому что иначе не будет целостной картины. Для меня дизайн одежды – отражение мира. Но если говорить о моде, то мода мужская мне нравится гораздо меньше, чем женская. Мужская мода консервативна, менее выразительна. Это качественные ткани, узкие сочетания цветов, ограниченный выбор форм. Потому что мода должна быть ориентирована на потребителя. А мужчины не хотят одеваться – они носят джинсы и футболки, с ними скучно. С женщинами гораздо интереснее! Я вообще люблю одевать женщин. Они открыты экспериментам, легко принимают новые идеи, не боятся совершенствоваться!

А.К. Тем не менее, до последнего времени вы создавали пусть небольшие, но коллекции именно для мужчин. На кого вы ориентировались? Какой мужчина покупает дизайнерскую одежду сегодня?

Я.Ч. Мужские образы, которые я создаю, всегда воспевают рыцарство. Рыцарство, самурайство, воинскую доблесть – мужчина, прежде всего, это воин, воин света. И я верил, что в мужчинах это до сих пор есть. Если же говорить о потребителе – то диазйнерскую одежду покупают, главным образом, люди творческих профессий, те, кому нужно выделяться или кто имеет такую внутреннюю потребность. Это, в общем, тоже качество воина...

А.К. Как вы составляете ваш гардероб? Что является важным в создании образа?

Я.Ч. Для меня важно сочетание рубашки и пиджака. Я очень люблю носить пиджаки, от мягких до строгих, иногда даже пиджак на несколько размеров больше надеваю как пальто. Я убежден, что для взрослого мужчины пиджак необходим. Не костюм, а именно пиджак! Это – тот доспех, отголосок униформы, который выражает мужское начало. К тому же, это самый практичный предмет гардероба – его можно надеть и на светский раут, и на арт-тусовку. Важна также линия брюк, можно дополнить образ каким-то креативным шарфом, аксессуарами – и получить стильный образ.

А.К. В каком направлении развивается диазайн одежды сегодня?

Я.Ч. Мне кажется, мы на пути возвращения к традиции, сегодня важна игра стилистических оттенков, а не создание новых форм.

Коллекция осень-зима 2013-2014 ADD VERNUM EST