Кон-Тики (Kon-Tiki). Режиссеры Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг. 2012.

kon-tiki_2012-1-1920x1080_scroller

Для одних оскароносный фильм режиссеров Роннинга и Сандберга — хорошая возможность узнать о том, кто такой Тур Хейердал и зачем он в течение сто одного дня бороздил океан. Почему раз пятнадцать он тонул, погибал среди акул, но ни разу даже глазом не моргнул. Для других – повод сравнить «подделку» с «оригиналом», сопоставив документальный «Кон-тики» с самым дорогим художественным фильмом за всю историю Норвегии. Русскому зрителю «Кон-Тики» напомнит, возможно, о рассказах ближайшего друга Хейердала Юрия Сенкевича и популярной передаче «Клуб кинопутешествий».

Как бы то ни было, Тур Хейердал — безумец, масштаб героизма которого сопоставим разве что с масштабом идиотизма его затей. Сначала он стал двадцать восьмым сыном вождя на Таити, затем был одержим идеей провести остаток дней с женой на необитаемом острове в образе Адама и Евы. Продержавшись год, оба подхватили неприятные кровоточащие язвы, а потом, вернувшись к цивилизации, и вовсе развелись, что вряд ли было бы возможно, останься они в естественных для первобытного человека условиях. Остров получил всемирную известность после подробного рассказа Хейердала о происшедшем в написанной им книге «Фату-Хива: возвращение к природе», а сам путешественник продолжил покорять планету, пытаясь опровергнуть научные теории.

8d4f151571a17840855c312b80a

Наблюдая за флорой и фауной Полинезии, знаменитый норвежец так увлекся изучением приливов/отливов, что произвел на свет гипотезу о заселении Полинезии не азиатами, как принято полагать, а выходцами с берегов Южной Америки. Однако главное и по сути единственное, что все плавания Хейердала доказывают, – влечение к смерти было присуще ему, как никому другому.

Фильм «Кон-Тики», созданный самим Хейералом в процессе плавания и получивший Оскара в 1951 году, наглядно демонстрирует всю отвагу путешественников. На маленьком, построенном по рисункам древних индейцев, плоту из бревен Хейердал с пятью отважными товарищами и попугаем плыл сквозь волны, гром и ветер назло всем научным сообществам.

Зритель может убедиться в совершенно удивительных вещах: море само пополняет запасы провианта: рыба летит на борт (змеиная макрель не была до той поры известна человечеству), китовая акула вылезает на палубу, мореплаватели чувствуют себя на борту отлично и даже время от времени купаются в кишащем челюстями океане. Тот факт, что заговоривший на испанском с норвежским акцентом попугай Ларита исчезает во время сильнейшего шторма, определенно доказывает мысль о том, что женщина на корабле — к беде, но, увы, фильм не об этом. А о том, что человек в доисторические времена мог осуществить длительное путешествие через океан и достичь островов Полинезии на перуанском судне.

kinopoisk.ru

«Кон-Тики» - 2012 упоминает о некоторых фактах биографии исследователя, интригуя зрителя больше, чем сам норвежец в своей документальной ленте. Хейердал не умел плавать и вообще страдал аквафобией; он не сдался даже после того, как в течение десяти лет безуспешно стучал в двери всех издательств, пытаясь поведать о расовых миграциях и других своих идеях; он нашел таких же отчаянных союзников, предупредил жену с детьми, что, возможно, следующая их встреча будет на том свете, и пустился в странствия. Камера в фильме не просто регистрирует будни и склоки членов экипажа, но описывает круги на все 360 градусов, бесстрашно рассматривает все детали гневного океана, а порой вообще ведет себя словно собравшийся, но вовремя передумавший покончить с собой человек. Перед нами разворачивается настоящая корабельная драма, и главные герои тут вовсе не голубоглазые арийцы (они хороши, хоть и получились несколько картонными), а бьющиеся об доски волны и грозящий катастрофой ветер. Норвежцы не прогадали: теперь в мире станет больше не только посетителей музея «Кон-Тики» в Осло, но и ценителей национального кинематографа на родине и далеко за ее пределами.