Недавно на экраны вышел фильм Ульриха Зайдля «Рай: вера». Это вторая часть трилогии «Рай». Каждая из частей пользовалась повышенным вниманием на фестивалях, а сам Зайдль наравне с Михаэлем Ханеке уже отнесен к числу главных австрийских режиссеров современности.

Paradies_Hoffnung_2-c-Ulrich-Seidl-Filmproduktion "Рай: надежда". Режиссер Ульрих Зайдль. 2013

Первоначально Зайдль задумывал один фильм: про трех женщин (нынешних главных героинь каждого фильма), про несоответствие идеалам и телесность, про цинизм и про веру в то, во что уже никто не верит. В результате вместо одного фильма получились три. В части «Любовь» пятидесятилетняя полная блондинка оставляет дочь и кота у родственницы, а сама отправляется в Кению в качестве секс-туристки. Там темнокожие бич-бои буквально не дают проходу таким, как она, благополучным европейкам: становятся в ряд по береговой линии словно манекены, энергично ходят колесом вдоль воды, показывая товар лицом, преподают гимнастику женщинам с дряхлеющими телами, продают безделушки и, наконец, предлагают свою любовь. Слово «любовь» на кенийском побережье звучит одновременно с выкриками торговцев о самодельных сувенирах и отрепетированной для туристов фразой «Акуна матата!». Любовь здесь ходовой товар, и вроде бы неоколониальный взаимообмен выгоден обеим сторонам. Однако вся проблема в том, что пухлая европейка Тереза – «сладкая мамочка», как их принято здесь называть, – на самом деле хочет именно что любви. Романтических прогулок по вечерам, глупой болтовни ни о чем, ласки и доверия. Она даже готова по-матерински терпеливо объяснять и обучать азам этой нелегкой науки. Но молодой темнокожий возлюбленный на деле оказывается спекулянтом и вымогателем, к тому же обремененным семьей. Немного пострадав, не найдя искренней любви в объятьях других кандидатов и в приступе тоски даже позвонив дочери, Тереза в конце концов сама включается в эту игру и начинает воспринимать любовь как товар.

Seidl_Paradies_Liebe_04 "Рай: любовь". Режиссер Ульрих Зайдль. 2012

От несоответствия внутренних идеалов и внешнего мира страдает героиня второй части трилогии «Рай: вера». Медсестра Анна Мария неистово молится, регулярно усмиряет плоть, играет на маленьком синтезаторе песенки про Иисуса (к некоторым эпизодам Зайдль подошел с юмором) и ходит по квартирам «заблудших» с фигуркой Девы Марии. Последней приходится несладко – то попытаются водрузить далеко на антресоли («Нельзя же так с Девой Марией!»), то обругают проклятиями. Примерно в середине фильма происходит то, чего, кажется, не могло не произойти: героиня получает антагониста – причем в собственном доме, причем в лице собственного мужа. Мусульманин и инвалид, он нуждается в ее помощи и тепле. Но перейти от проповедей к большим поступкам оказывается слишком сложно. В финале героиня все же порыдает на коленях мужа и крикнет распятию: «Я ненавижу тебя, Иисус!». Но уже через минуту снова начнет целовать его и молиться – религиозная машина продолжит движение.

Seidl_Paradies_Glaube_2 "Рай: вера". Режиссер Ульрих Зайдль. 2012

Обе героини – как бы на обочине современного общества. Им сформированы те идеалы, которым они – в силу возраста или образа жизни – не соответствуют. Анна Мария из «Веры» не хочет выйти за рамки придуманного ей мира и устоявшегося порядка с мелодиями синтезатора, фигурками Девы Марии и распятием под одеялом. Тереза из «Любви» – не может, хоть и стремится изо всех сил: у молодых и корыстных бич-боев она никаких эмоций кроме жажды выгоды не вызывает. У каждой героини – свой рай, одинаково недостижимый. Третий фильм трилогии – «Надежда» – представит зрителям историю отношений девочки-подростка из лагеря для похудения и ее преподавателя. И никакого рая там, наверное, тоже не будет.