13 апреля 2013 года в Петербурге, в зале Союза художников, прошел первый аукцион советского искусства. Публика собралась не случайная: узнавались галеристы, коллекционеры, художники, антиквары, музейщики. Особо выделялись дорогие гости из КНР, рьяно боровшиеся за лучшие, академически отшлифованные работы и забравшие самый дорогой лот — пейзаж А.А. Мыльникова.
Эта маленькая по размеру (23 х 21 см) вещь была финальным, 156-м, лотом. Ее ожидали с напряжением, предчувствуя схватку. Мыльников не подвел. Со старта в 210 тысяч стоимость работы лихо добежала до 610 и под аплодисменты отправилась к разулыбавшемуся китайцу.
Второе место по стоимости, но не создавая конкуренции, заняла вещь В.И. Тюленева «Связка. Памяти друзей», ушедшая за 526 тыс. руб.
Следующими по стоимости лотами, проданными столь же тихо – по эстимейту, оказались работы А.Н. Самохвалова «По местам боевой славы», написанная в 1945 году, и «Кировские острова» лидера «Круга художников» А.И. Русакова (обе по 450 тыс. руб.).
Самыми популярными стали полотна со значительным, но не завышенным стартом. «Пушкин» Б.С. Угарова с наиболее претенциозным эстимейтом в 1 650 тыс. руб. был встречен холодком и снят с торгов.
Мягко, без боев, забирались «Слушая Ленина» Н.И. Дорофеева (360 тыс.), «Багульник» Л.К. Богомольца (180 тыс.), «Ленинградский мотив» М.А. Зубреевой, 1957 г. (180 тыс.), «Яхт-клуб» А.С. Ведерникова (135 тыс.), «Утро» Е.А. Расторгуева (150 тыс.), «Морозный день» Р.Р. Френца (135 тыс.), «Банковский мостик» А.С. Шендерова (180 тыс.), « В горах Северного Кавказа» Е.Е. Рубина (135 тыс.), «Последний снег» А.И. Соколова (120 тыс.), «Литургия» Е.Г. Михнова-Войтенко (105 тыс.), модель памятника А.П. Чехову, отлитая по форме М.К. Аникушина (120 тыс.).
Наибольший интерес и оживление в зале вызывали начинавшиеся торги, когда сходилось несколько покупателей, и когда цена взлетала, порою в разы превосходя эстимейт. Первым слегка взбудоражившим публику подобным лотом был «Портрет строителя» С.М. Гершова (продажа за 185 тыс. при эстимейте в 180 тыс.). Затем значительной покупкой, прошедшей через торги, оказалось полотно «Перед путиной» В.К. Саморезова (продажа за 190 тыс. при эстимейте в 180 тыс.); потом «Улица Ракова» П.Т. Фомина (продажа за 185 тыс. при эстимейте в 100 тыс.) и его же «Деревня Прохново» (продажа за 125 тыс. при эстимейте в 60 тыс.), «Золотая осень» Н.Е. Тимкова (продажа за 170 тыс. при эстимейте в 120 тыс.), «Портрет горнового Г.А. Сомкина » Д.В. Журавлева (продажа за 125 тыс. при эстимейте в 120 тыс.).
По итогам аукциона складывается впечатление, что советская живопись приближается к состоянию, которое на музейном сленге описывается словом «отвиселась». На первый ценовой план выходят маститые фигуры, получавшие титулы и награды еще в советское время (А.А. Мыльников, А.Н. Самохвалов, А.И. Русаков, Н.Е. Тимков, П.Т. Фомин, В.И. Тюленев, М.К. Аникушин).
Тематически на аукционе лидировали полотна, контекстуально изображающие эпоху (портреты рабочих, матросов, пионеров, воинов, этапы социалистического строительства и покорение природы). Разбирались разнообразные пейзажи: городские, деревенские, приморские, лесные и горные. Кроме художников-академистов, работавших в духе «социалистического реализма», ценились полотна с формотворческими (группа «Одиннадцать», «Группа 16»), порой абстрактными (Е.Г. Михнов-Войтенко) поисками. Публика, забрав на аукционе самое дорогое, вложила деньги в вечное и такое противоречивое – искусство СССР.
Из 156 лотов ушло 60. По нашим подсчетам, выручка от аукциона составила около 6 млн. 350 тыс. рублей. Для первого подобного рода события итог кажется внушительным. Организаторы, компания Арт Юнион, пообещали в случае результативности торгов проводить аукцион два раза в год. Думается, что следующие продажи советского искусства будут проходить в октябре.