Василий Кичеджи отправил в ЗАКС письмо, где попросил определиться с местом императора Александра III в сердцах петербуржцев, а заодно и в пространстве города.

2013_04_23_Alexander III_2

Таким образом вице-губернатор пригласил депутатов включиться в дискуссию, которая с упорством, достойным лучшего применения, периодически возникает на протяжении последних лет тридцати. В письме предлагается вернуть монумент на «одну из ключевых площадей города».

Памятник императору-миротворцу работы Паоло Трубецкого стоит во дворе Мраморного дворца. С 1909 года он находился на Знаменской площади, сейчас — Восстания, и посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути»: Александром III было инициировано строительство Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского, сегодня — Московского, вокзала. После 1919 года на постаменте были высечены стихи Демьяна Бедного «Пугало»:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,

А я пожал удел посмертного бесславья.

Торчу здесь пугалом чугунным для страны,

Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

Впрочем позиция советской власти не слишком противоречила тому отношению, которое установилось к памятнику еще до революции. Ответ на вполне себе антимонархическую эпиграмму-загадку знал каждый:

Стоит комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

На шапке крест,

Кто угадает,

Того под арест.

В 1937-м памятник убрали с площади и спрятали в запасниках Русского музея, пока спустя сорок лет не установили перед входом в Мраморный дворец. В интервале из постамента наделали бюстов героев соцтруда и композитора Римского-Корсакова, а на площади Восстания восстал обелиск «Городу-герою Ленинграду».

Если допустить, что памятник императору вернется на историческое место, то возникает законный вопрос, а что делать с гранитной стелой? Можно, конечно, стелу не убирать, а совместить славные достижения прошлого, установив Александра III прямо перед ней — не такой уж он большой. Тем самым продемонстрировать всеотзывчивость и стремление идти нога в ногу с актуальным трендом на недопущение фальсификации истории. Но тогда имеет смысл не останавливаться на достигнутом и не оставлять осиротевшим и двор Мраморного дворца. Почему бы не вернуть туда броневик «Враг капитала», который находился там с 1950-х до 1980-х, а потом был передан Артиллерийскому музею? Тогда уж точно все будет по справедливости.