20 апреля в рамках «недели Германии» в кинотеатре «Аврора» прошла программа «Кино на Рейне». В неё вошли четыре фильма, снятые режиссерами культурного центра Европы — германской земли Северный Рейн-Вестфалия. Для фестиваля организаторы мероприятия выбрали только современные фильмы, которые до этого ещё ни разу не демонстрировались в России на большом экране.

ausgerechnet «Как назло, Сибирь»

Днем в кинотеатре были показаны детский фантастический фильм Вольфганга Грооса «Сестры-вампирши» и молодежная трагикомедия Марко Петри «Облачно с прояснениями», а вечером — награжденная несколькими призами драма Яна Шомбургера «Над нами только небо» и российско-немецкая комедия «Как назло, Сибирь», снятая Ральфом Хюттнером по мотивам реальных событий, легших в основу романа «Холодные ключи» Михаэля Эбмайера. Завершился фестиваль обсуждением последнего фильма с сыгравшими в нем российскими актерами. Режиссер картины Ральф Хюттнер, на российскую премьеру своей работы, к сожалению, прибыть не смог.

Первой картиной фестиваля стала экранизация книги Франциски Гейм, написавшей целую серию детских романов об увлекательных приключениях вампиров в мире людей. Главные герои фильма «Сестеры-вампирши» бойкая Дако и романтичная Сильвания родились в незаурядной семье: их мать — дизайнер, а отец — настоящий вампир. Но несмотря на свое необычное происхождение, юные полукровки сталкиваются с самыми обычными проблемами, настигающими каждого ребенка в переходном возрасте: скучные занятия в школе, сложности в соревнованиях, обнаглевшие хулиганы и, наконец, попытки завести друзей среди одноклассников, не готовых к чудачествам, свойственным вампирам, как и любым другим фрикам.

«Сестеры-вампирши» —  кино вполне предсказуемое, но детские комедии, в силу особенностей целевой аудитории, почти всегда подчиняются определенным жанровым канонам. Оригинальность таких фильмов —  не в нарушении зрительских ожиданий, а в создании удачного антуража. В данном случае им становится вампирская атрибутика, давно перекочевавшая из фильмов ужасов в самые невинные фильмы, снятые в том числе и специально для подрастающего поколения. В этом смысле в Германии у фильма Вольфганга Грооса уже были недавние предшественники: анимационный сериал «Школа вампиров» (2006 г.) и Вампиреныш (2008 г.) Ули Эдела. Режиссер, однако, не подражает целенаправленно этим или любым другим фильмам, а скорее просто продолжает традиции не только немецкого, но и всего мирового детского кинематографа.

04 «Сестеры-вампирши»

Следующий фильм, представленный на кинофестивале («Облачно с прояснениями»), был ориентирован уже на более взрослую публику, а именно на молодых людей, ищущих свой путь в карьере и мечтающих о настоящей любви. Фильм, впрочем, получился не столько о романтических чувствах и связанных с ними душевных перипетиях, сколько о дружеской взаимопомощи и ценности каждого мгновения в жизни.

Обаятельные приятели Тим (Макс Римельт) и Джан успешно уговаривают красивых девушек на секс без обязательств. Для этого один из них изображает на лице мировую скорбь, а другой рассказывает привлекательной дурочке о друге, погибающим от опухоли головного мозга, и бросившей его возлюбленной. Далее вполне предсказуемо: один из друзей проникается настоящими чувствами к обманутой им девушке. Но у неё неожиданно оказывается сестра (Джессика Шварц), которая, в отличие от легкомысленных лжецов, на самом деле умирает от рака и решает напоследок оторваться по полной. Проделки несчастной больной, конечно же, далеки от веселого безумства «Достучаться до небес», но надо отдать им должное: приторную патетику романтической истории они почти полностью нивелируют и делают фильм вполне приятным для просмотра.

15 «Облачно с прояснениями»

Самый титулованная картина программы —  драма «Над нами только небо» —  оказалась заодно и самым артхаусным, а точнее незрительским  фильмом фестиваля. В основу его сюжета были положены переживания молодой учительницы Марты (Сандра Хюллер), на которую обрушилась весть о самоубийстве её мужа Пауля и запоздалое понимание того, что на самом деле она ничего не знала о своем любимом супруге. Ошеломленная женщина начинает поиски правды, но эта сюжетная линия быстро отходит на второй план и все вопросы остаются без ответов. Вместо этого режиссер картины Ян Шомбург полностью сосредотачивается на неожиданном романе Марты и преподавателя истории Алесандре, заменившем героине её погибшего мужа Пауля.

Драма "Над нами только небо" — первая полнометражная картина Яна Шомбургера.  Получилась она довольно сложной, способной вызвать у публики самые противоречивые отзывы. Кому-то дебютная работа начинающего режиссера очень понравилась своей атмосферой и психологизмом, а кто-то, напротив, остался недоволен отсутствием ясности и излишней растянутостью сюжета. Такое неоднозначное впечатление от фильма, возможно, объясняется попыткой молодого режиссера следовать некоторым традициям "берлинской школы", принципиально игнорирующей достижения немецкого мейнстрима.

ueber-uns-das-all_07_press «Над нами только небо»

Наибольший интерес у петербуржцев вызвала лента Ральфа Хюттнера («Как назло, Сибирь»), уже известного русским зрителям за его романтическую комедию «Тариф на лунный свет».

Его новый фильм о любви немца к шорской певице не претендует на серьезное исследование менталитета обеих стран, но соблюдая каноны легкого жанра, погружает зрителя в игру с забавными стереотипами, не лишенными, впрочем, жизненной правды.

Недавно разведенный специалист по логистике, немец Маттиас Блойель (Йоахим Кроль), прилетает в Россию с совершенно нелепым указанием от своего начальства — учить работать сотрудников российской дочерней компании, но не в каком-нибудь бутике столицы или любого другого крупного города, а в кемеровской рыночной точке, где всеми делами заправляет несравненная Галина Карпова (Зоя Буряк) и другие бойкие продавщицы. Растерянность педантичного немца можно понять: к экзотике, с которой он сталкивается, готов даже не каждый житель нашей страны, а шорские верования, которые так увлекают незадачливого героя, судя по всему остались загадкой и для русских актеров, не говоря уже о наших заморских гостях.

Российский зритель довольно тепло принял этот невинный шарж, дополненный мистическими размышлениями о шаманах и подвиге космонавта Алексея Леонова. Немецкую же публику, по словам актеров, просмотр фильма о сибирских диковинах привел в невероятнейший восторг, такой, что почти каждая газета в Германии отметила комедию хвалебным отзывом.

AUSGER~1 «Как назло, Сибирь»

На основе показанных на фестивале работ немецких режиссеров сложно составить полноценную картину развития современного кинематографа Германии. Такую цель преследует скорее фестиваль немецкого кино, проходящий каждый декабрь в кинотеатре "Аврора". «Кино на Рейне» —  мероприятие куда более скромное, но, тем не менее, ставшее важной частью культурной программы десятой «недели Германии в Санкт-Петербурге», о чем, в частности, говорит тот факт, что 20 апреля пустующие места в кинотеатре практически полностью отсутствовали.