Серым поясом стали называть зону промышленных предприятий вокруг исторического центра города, в первую очередь, расположенных вдоль Обводного канала. На самом деле пояс этот — не серый, а красный, по цвету кирпичной промышленной архитектуры, активно возводившейся там со второй половины XIX века, а серый он только от пыли и нынешней заброшенности.

Здание Газгольдера на Обводном канале Здание Газгольдера на Обводном канале

По данным исследований, в настоящий момент промышленные объекты занимают около 43% территории центральной части города, а загрузка мощностей предприятий на этих территориях составляет всего 35%. Многие петербургские архитекторы считают, что именно районы серого пояса могут стать пространством очень осторожных экспериментов по внедрению в городскую ткань современной архитектуры.

Сегодня планы по застройке этих районов подверглись существенной корректировке. Как заявил губернатор Георгий Полтавченко, «Все заявки на эти территории предусматривали перевод земель в категорию высокодоходной жилой застройки. По сути дела, нам предлагали построить стену из многоэтажек вокруг центральных районов», и поэтому от прежних планов решено отказаться.

Как пишет РБК, комиссия по подготовке изменений в Генплан эту схему окружения отвергла и функциональное назначение промзон менять не стала. "Считайте, что мы заключили "Брестский мир наоборот". Потеряем время, но выиграем пространство. И оставим городу шанс создать взамен промышленного пояса не каменные джунгли, а комфортабельную среду с современными, удобными для жизни кварталами, хорошей инфраструктурой и рекреационными зонами" — приводит агентство слова градоначальника.

Очень приятно узнать, что город собирается сохранять памятники промышленной архитектуры и продолжает работать над тем, чтобы найти им наилучшее применение. Судя по тому, что проекты преобразования этих районов, и даже самые невообразимые, с возросшей регулярностью обсуждаются не только чиновниками или архитекторами, но и горожанами, необходимость что-то делать здесь давно назрела.

Последним по времени и самым обсуждаемым был проект «Студии 44» Никиты Явейна по обустройству территории за Варшавский вокзалом с жильем, парком, железнодорожным музеем, и многим другим. На Градсовете он устроил всех, но был отправлен на доработку из-за недостаточности социальной инфраструктуры. Интересно, какова будет его дальнейшая судьба.