"Город. От рождения к забвению". Выставка агентства "Осткройц". РОСФОТО, 20 апреля - 18 мая 2013.

Юлиан Рёдер. Данфос и Мулес (частная маршрутка) у стройки для расширения улицы Бадагри у остановки Одун Аде. Из серии «Лагос – трансформация». Лагос, Нигерия. 2009

В РОСФОТО открылась масштабная фотовыставка, приуроченная к двадцатилетию «Осткройц» – крупного берлинского фотоагентства, основанного в девяностых годах прошлого века ведущими фотографами Восточной Германии. Идея выставки родилась в 2008 году, когда мир установил рекорд урбанизации. Тогда численность населения городов впервые официально превысила количество жителей деревень. В течение двух лет 18 фотографов путешествовали по миру и делали снимки мегаполисов. Среди них – Сибилле Бергеман, Аннетте Хаушильд, Давин Мекель, Пэпа Христова, Харальд Хаусвальд, Андрей Кременчук и другие. В общей сложности на выставке представлено около ста восьмидесяти работ.

По задумке организаторов, фотографы работали в условиях максимальной свободы – это касается как выбора стран и городов, так и средств съемки. В результате на выставке соседствуют очень разные по настроению, стилю и атмосфере работы. Например, блестящие, как из рекламы недвижимости, многоэтажки располагаются прямо напротив полуразрушенных зданий Дубая. На фотографиях рядом машут руками или разговаривают по мобильному на огромной высоте рабочие, которые и строят эти многоэтажки. Эфемерные светловолосые девы модного фотографа Сибилле Бегерман смотрят на мрачные черно-белые пейзажи, висящие напротив. А провинциальные девочки-подростки из серии «Моны Лизы пригородов» Уте Малера и Вернера Малера очень напоминают «Девушку в кафе-мороженице» Йорга Брюггемана, сидящую в дешевом кафе и вперившую бездумный взгляд в никуда, – хотя снимки сделаны разными людьми в разных местах. Люди на фотографиях Франка Шински и Харольда Хаусвальда становятся у колонн в метро и рекламных вывесок, ступают на эскалаторы, надевают одинаковые костюмы – и тут же сливаются в одно тело, неизбежно включаясь в контекст каменных джунглей, даже вопреки своей воле.

В длинных коридорах РОСФОТО персонажи фотографий начинают восприниматься как соседи, а огромные небоскребы Дубая и полуразрушенные дома Филиппин – как расположенные в разных кварталах здания одного мегаполиса. По этой выставке можно блуждать, как по городу – отмечать контрасты районов, заглядывать в подворотни, теряться в закоулках, натыкаться на моющих волосы прямо на улице прим-балерин и находить пустующие здания в самом центре. Иногда может казаться, что элементы настолько разные, что едва ли складываются в один стройный ряд – но так ведь и бывает в больших городах.