В рамках проекта «Исторический эпицентр» ART1 уже рассказал о четырех, предложенных петербургскими архитекторами, концепциях развития территорий в центральной части Петербурга.

Вслед за Никитой Явейном, Филиппом Никандровым, Дмитрием Верхотиным и Сергеем Орешкиным о будущем кварталов вокруг Новой Голландии и Конюшенной площади рассуждает главный архитектор мастерской «Декабрь проект» Игорь Бритиков.

Концепция развития центральных районов. Проект архитектурной мастерской "Декабрь Проект"

С предложением принять участие в конкурсе концепций к архитекторам бюро «Декабрь Проект» обратился глава холдинга «Содис» Константин Аввакумов. Возглавляемая им группа компаний — участником задуманной Смольным программы реновации. Холдинг, по словам его представителей, в своих проектах старается сохранить исторический центр, используя современные решения в области строительства и архитектуры. Согласившись с позицией, архитекторы разработали концепцию и выставили ее на конкурс.

От Гергиева к Пиотровскому

Встречать пассажиров, которые заходят в Петербург на круизных лайнерах, будут не только десятки туристических автобусов и такси, но и небольшие кораблики. На них с Васильевского острова можно добраться до пешеходной Английской набережной. Под ней пролегает выходящий на Ново-Адмиралтейский мост тоннель для автотранспорта, а вдоль нее тянется «гостиничный квартал».

Гости города смогут остановиться в одном из многочисленных отелей, где лучший вид из номеров открывается на акваторию Невы. А затем отправиться в Военно-Морской музей и Новую Голландию, откуда через благоустроенный спортивно-оздоровительный парк при Университете Лесгафта выйти к одной из трех сцен Мариинского театра.

От владений маэстро Гергиева можно пешком отправиться в сторону Дворцовой. Весь путь по Конногвардейскому бульвару к Сенатской площади и оттуда к кварталам Эрмитажа пройдет без вынужденных остановок на светофорах. Функции регулируемых перекрестков взяли на себя благоустроенные подземные переходы, где располагаются магазины, а ближе к музею — и выставочные площадки.

atrium Концертная площадка внутри Конюшенного двора

Попасть в Эрмитаж, Главный штаб, Адмиралтейство или любой другой музей без очереди можно по специальной туристической карте City key, которая также дает возможность проезда на городском общественном транспорте и доступ к wi-fi.

От Эрмитажа через анфилады дворов путь лежит к пешеходной Конюшенной площади с подземной парковкой и концертно-выставочному комплексу, который расположился в Малом Конюшенном дворе с атриумом внутри. Это одна из самых известных в Европе концертных площадок.

Завершим виртуальная прогулка на Марсовом поле. Если не считать созданной при въезде на Троицкий мост развязки, облик этого места полностью сохранен: здесь все так же отдыхают на газонах, а посреди горит вечный огонь.

dvortsovaya Подземный переход под Дворцовой площадью

Пешеходы и переходы

Игорь Бритиков вспоминает: «Когда нам, молодым архитекторам, предложили такую работу, мы не сразу сказали да. Подумали: а что мы можем нового и интересного сказать по этому поводу? В итоге решили, что основным критерием нашей работы будет смелость».

Судя по словам архитектора, это ценное качество заключается не только в сносе ветхих и не имеющих исторической ценности зданий, «за что спасибо, конечно, не скажут», но еще и в сохранении исторического облика города при помощи современных решений.

Одним из них является предложение по объединению Новой Голландии с Конюшенной площадью протяженным пешеходным маршрутом, на который, как на нитку, нанизаны музеи, выставочные площадки, торговые кварталы (Большая Конюшенная улица) и гостиницы (на Английской набережной, в Большом Конюшенном дворе, в зданиях Павловского полка).

Игорь Бритиков, в свое время успевший поработать в архитектурном бюро Никиты Явейна, признает, что предложения «Декабрь проекта» отчасти совпадают с концепцией явейновской «Студии-44»: та же пешеходная ось, те же подземные переходы. Принципиальная разница заключается в подходах к решению транспортных проблем. Если Никита Явейн призывает ограничивать въезд автомобилей в центр, то его молодой коллега уверен: добиться радикального сокращения автотранспорта в центре не получится, даже жесткие запретительные меры не помогут. «Эволюция города связана с развитием дорог. Дороги – это его вены», - считает архитектор. «Мы, конечно, можем сказать, что закроем центр от машин и у нас будет город-музей, но на деле этого никогда не произойдет. Поэтому мы попытались машины и людей развести по разным уровням».

Одним из основных способов сделать это Игорь Бритиков считает сооружение просторных и благоустроенных подземных переходов. «В городе последний подземный переход в историческом центре был построен, если не ошибаюсь, у метро «Гостиный двор» в 1961 году», — напоминает главный архитектор «Декабрь Проекта» и призывает ликвидировать эту историческую несправедливость. Два подземных перехода – между Сенатской площадью и Конногвардейским бульваром, а также между Дворцовой площадью и Александровским садом, в его проекте напоминают скорее полноценные улицы. На площади Труда и Английской набережной наоборот — под землю спрятаны машины. Здесь организованы подземные развязки и проложен тоннель.

Бритиков уверен, что без освоения подземных пространств городу не обойтись. При этом архитектор признает, что все подземные решения «вызваны безысходностью. Мы делаем что-то под землей только для того, чтобы улучшить что-то над землей».

konyushennaya Конюшенная площадь

Подчеркнуть, не перечеркивая

Наиболее радикальные изменения, судя по концепции «Декабрь-проекта», могут произойти в кварталах Северной Коломны. Рядом со второй сценой Мариинского театра на месте снесенных домов архитекторы предлагают организовать площадь, плавно перетекающую в культурно-оздоровительный парк при Университете Лесгафта. На подготовительных этапах разработчики концепции не исключали, что вуз вообще придется перенести на новое место. Однако, пообщавшись со студентами и выпускниками, было решено знаменитое учебное заведение не трогать, спортивные объекты восстановить и, при согласии руководства вуза, сделать их доступными для жителей района. К тому же, эту территорию необходимо оснастить подземной парковкой и открыть для пешего прохода от Новой Голландии к улице Декабристов.

«Сложно сказать, где пролегает грань между тем, что можно делать в историческом центре, и что нельзя», — рассуждает главный архитектор «Декабрь Проекта». - «Спора между новым и старым быть не должно. Городу необходимо развиваться, и я считаю, что хорошее сочетание новой и старой архитектуры вполне возможно. Что касается петербургского опыта, то могу сказать, что здесь архитектору очень мешает предвзятое отношение к истории. Многие считают, что какое-то историческое здание нельзя трогать только потому, что оно давно построено. Но я уверен, и таких примеров множество, что используя современные приемы можно новой архитектурой обогатить и подчеркнуть старую».

klvartal-bloka "Квартал Блока" в Адмиралтейском районе