"Дневник наблюдений". Выставка выпускников программы "Школа молодого художника". Галерея ART re.FLEX, 26 апреля - 17 мая 2013

Илья Гришаев "при меты". Галерея Navicula Artis, 27 апреля - 19 мая 2013

Young Artists_01 Фрагмент инсталляции Алены Терешко

Программа для молодых художников существует в фонде Про Арте с самого начала, и показы выпускников проходят регулярно с 2001 года. Итоговую выставку нынешнего сезона - «Дневник наблюдений» в галерее ART re.FLEX - делала московский куратор Елена Яичникова, прежде работавшая в московском ГЦСИ и на винзаводовской площадке «Старт». Хотя каждый из одиннадцати студентов показывает проект, сделанный по результатам обучения, внутренний контекст творчества у молодых художников еще не сформирован, дальнейшую судьбу авторов и художественный облик их работ представить пока что сложно. Тем не менее, некоторые выводы все же сделать можно.

Во-первых, на выставке полностью отсутствует политическое и социально-ангажированное искусство, - и это при том, что сейчас оно очень популярно, а куратор относит «социально-ориентированное искусство» к своим приоритетам и всегда указывает среди главных тем. Единственная вещь, упоминающая общественную проблематику текущего момента хотя бы в тексте, - это исключительно декоративный и формальный объект из смальты, выполненный Сергеем Крыловым. В нем угадывается композиция хрестоматийной соцреалистической картины «Битва Пересвета и Челубея», как сказано в описании работы, сильно впечатлившей автора.

Во-вторых, больше половины выпускников «Школы молодого художника» уже имеют крепкую ремесленную и профессиональную подготовку, - как правило, это училище барона Штиглица, - но плоды их работы по специальности скучны и выглядят вполне традиционно. Например, два больших графических листа Евгении Мачневой существуют независимо от видео, с которым они демонстрируются. По идее автора, все вместе должно образовывать современное высказывание и поэтизировать монотонный быт занятой домашним хозяйством художницы. Возникает впечатление, что выбирая Про Арте в качестве дополнительного образования, молодые люди механически подписываются под конвенциями контемпорари арта и принимают их, в надежде, что деятельность в области современного искусства обеспечит им если не успех, то известность.

В-третьих, экспликации к работам написаны в стиле, который больше подошел бы известному автору, если вообще не покойному классику. Много внимания уделено концептам, гораздо меньше сообщается о самих авторах и материальном измерении их произведений.

Всех участников выставки можно разделить на «романтиков» и «формалистов».

Выпускницы программы, что предсказуемо, создают романтические работы, которые полностью укладываются в хорошо известную традицию - истории о жизни и приключениях взрослеющей девушки в большом городе. Видео Анны Андржиевской - обаятельный рассказ о том, как художница пытается продать свою картину. Все снято и смонтировано так профессионально, что выглядит точь-в-точь как артхаусное кино. Такой фильм хорошо подойдет для какого-нибудь фестиваля студенческих короткометражек, и тогда зрителям будет не важно, снималась ли в нем настоящая художница или играющая ее актриса: героиня миловидна, позирует и принимает до того мало участия в действии, что иногда кажется в кадре такой же декоративной деталью, как плоскость холста, который она носит с собой повсюду. Ставшая героем фильма картина висит тут же, - это вполне качественная студенческая работа, пейзаж в духе Хокни, который не так уж трудно превратить в деньги, если это было действительной целью художницы. Но, кажется, сняв кино о своих приключениях, она поступила хитрее, и из одной живописной работы сможет извлечь для себя вдвойне больше пользы.

Young Artists_04 Фрагмент работы Анны Андржиевской

Все «формалисты» на выставке уверенно движутся в сторону искусства-как-дизайна, то есть вещей с произвольным значением, которые готовы принять любой смысл. Большой объект Павла Брата, сделанный в той же технике, что и на двух недавних выставках, Балтийской биеннале и Icons, показывает, что автор нашел простой прием, с которым теперь не скоро расстанется, и стоит ждать вариаций большего размера и разных форм. То же самое можно сказать про Ивана Тузова, который в последнее время часто и много показывает разные работы из своего пиксельного цикла.

Young Artists_02 Объекты Ильи Гришаева

Целую серию объектов представил Илья Гришаев. Подпись под его иероглифическими орнаментами гласит «кварцевое стекло, лазерная резка», и эта перфектность исполнения в дорогостоящей технике не может не включаться в восприятие объектов, добавляя к их смыслу изрядную долю буржуазности. Конечно, современное искусство учит художника нейтральному отношению даже к самым высокотехнологичным медиа, но абстрактные скульптуры Гришаева почему-то легко вообразить на месте настольных офисных украшений с отверстиями и выступами для бумаг или карандашей. Результат его работы больше всего похож на «Хлеба» или «Башни» Анатолия Осмоловского, но в отличие от него молодой художник в самом начале своей карьеры уже проложил кратчайший путь к технологически-совершенной чистой форме с выветрившемся содержанием. Графика Ильи Гришаева представлена сейчас и на другой выставке, персональной экспозиции художника в галерее Navicula Artis. Рисунки, в которых видно непосредственное движение руки, выводящей узор, вызывают значительно больше доверия к его творческому методу.

Самая любопытная работа на выставке сделана Аленой Терешко, участвующей (как и Иван Тузов) в арт-группировке «Паразит» и сейчас выставляющейся вместе с ними в Москве. Перед Про Арте она отчиталась тотальной инсталляцией, традиционно для выбранного жанра попробовав воссоздать часть быта. Внутрь громоздкой работы, показывающей как бы уголок студента, озабоченного творческими вопросами перед сессией, художница ловко запрятала свое умение рисовать и растворила в ней факт учебы все в той же «Мухе». Но тотальность инсталляции не срабатывает полностью: рассказанная художницей человеческая история еще слишком мала, чтобы опознаваться как универсальная.

Как часто бывает, молодые художники берут темы из окружающей их жизни, но главная черта, заметная во всех участниках выставки — это самолюбование, при котором авторы сосредоточены прежде всего на себе. Недаром одна из работ, объект Марины Винник - зеркало с монологами сверстников художницы, звучащими в наушниках. Любование — если не собственной личностью, то художественной формой, - проявляется в каждой работе. То, что естественно для всякого молодого человека, странно для стремящегося стать современным художником, а значит участвовать в актуальном художественном процессе. В работах нынешних выпускников можно найти немало интересного, но в них нет самого главного — «подключенности» авторов к нерву современного искусства. Может быть, молодым талантливым людям не стоит стремиться во что бы то ни стало быть современными художниками?