Стокгольмская выставка 1930 года послужила стартовой точкой компромисса между ворвавшимся в Швецию вихрем функционализма и монолитностью шведской традиции. Их взаимная диффузия и принесла дальнейшую славу шведскому дизайну.

Наиболее важной персоной, повлиявшей на становление модернизма в Швеции, был Гуннар Асплунд. В 1924 году он спроектировал публичную библиотеку Стокгольма, ярчайший образец неоклассицизма. Кстати, многие решения этого проекта Асплунда были восприняты Алваром Аалто при проектировании библиотеки в Выборге: Аалто не скрывая называл Асплунда своим вдохновителем.

1 Публичная библиотека Стокгольма. Построена в 1924 - 1928 годах по проекту Гуннара Асплунда

В 1930 году Асплунд демонстрирует радикальную версию интернационального стиля, хотя, по всей видимости, подобный радикализм не был ему близок — об этом свидетельствуют его проекты мебели. Сначала мы видим, как меняется стул GA-1 1930 года — от прототипа с классическим формообразованием к финальной модернистской конструкции. А уже к середине 1930-х мебель Асплунда скорее традиционна, и лишь функциональность и индустриальный способ производства выдают в ней модернизм.

4-prototype Стул GA-1. Прототип 1930-го года. Гуппар Асплунд

3 Стул GA-1. Серийная версия 1931 года. Гуннар Асплунд

Противоположную эволюцию демонстрируют проекты Карла Мальмстена, основного критика Стокгольмской выставки. Начиная с меблировки Town Hall в 1914 году в югендстиле, Мальмстен является поклонником традиции. Классическую мебель он перерабатывает под возможности более экономичного производства, сохраняя силуэт и ограничивая орнамент, чтобы в конце концов прийти к чистоте функции и технологии.

5 Карл Мальмстен. Стул для Town Hall, 1914 год

6 Карл Мальмстен. Стул, 1940-е годы

Аксель Эйнар Юрт, ведущий архитектор компании NK, предлагает свою версию «провинциального модернизма». Разработанная им для загородных домов и спортивных клубов мебель из массива сосны (серия Sport Holliday, 1929—1932 годы) представляла собой необычную смесь традиционной крестьянской простоты и радикальной эстетики модернизма. Эта версия «национального модернизма» стала важным ориентиром для последующего поколения дизайнеров. Также следует отметить, что компания NK в начале 1930-х стала первой в мире, кто стал поставлять разобранную мебель в плоской упаковке.

7 Аксель Эйнар Юрт. Мебель из серии Sport Holliday, 1928 - 1932 год

8 Аксель Эйнар Юрт. Мебель из серии Sport Holliday, 1928—1932

Важной персоной в развитии шведского модернизма являлся и Йозеф Франк, австрийский архитектор Сецессиона и Веркбунда, мастер интернационального стиля в архитектуре. Что однако не мешало ему недоумевать на заседаниях Веркбунда, почему кресло в стиле Людовика VI, служившее верой и правдой в течении нескольких сотен лет, теперь немедленно должно отправляться на помойку. Вынужденная эмиграция в Швецию в 1933 году позволила ему свободно развивать свою версию «гуманного модернизма» вдали от радикализма континентальной Европы.

9 Дизайн Йозефа Франка. 1940-е годы

10 Дизайн Йозефа Франка. 1940-е годы

Непримиримость крайних позиций функционалистов и традиционалистов к середине 1930-х годов сменилась синтезом рационального содержания обеих методик. Стальная трубка в каркасах мебели сменилась гнутой древесиной. Подобное направление получило название «функциональный традиционализм» или «гуманный функционализм». Суть его заключается в объединении функционального принципа и традиционных материалов и элементов. Как отмечал один британский журнал: «Именно шведам удалось укротить машинную эстетику и направить ее в гуманитарное русло».

Вдохновившись опытом Алвара Аалто в производстве мебели из гнутой древесины, шведские дизайнеры конца 1930-х — 1940-х годов Бруно Матссон, Ингве Хаккансон, Густав Аксель Берг и другие успешно работали в этой технике. Придав машинному стилю Аалто пластику человеческого тела, они сформировали стиль, получивший название Swedish Modern.

11 Дизайн Бруно Матссона. 1938 год

Просветительская работа по продвижению светлой и легкой мебели и рациональному ее использованию к концу 1950-х привела к появлению феномена скандинавского стиля в интерьере. Скандинавский дизайн адресовался как беднейшим, с акцентом на привычности образов, народности форм и доступности, так и высшим слоям, элите, подчеркивая чистоту и рафинированность профессиональных решений.

12 Дизайн Ингве Наккансона. 1940-е годы

Усилия компании IKEA, позволившие минимизировать стоимость скандинавского дизайна, и новаторская форма репрезентации товара сделали этот стиль международно популярным.

Удивительно, что мебель Swedish Modern не потеряла своей актуальности и сегодня. Спустя 70 лет она по-прежнему находится в производстве, причем в статусе потребительских товаров, а не эксклюзивных шедевров авангарда.

13 Дизайн Густава Акселя Берга. 1940-е годы