Голландский журнал Nieuw Rusland выходил в 1920-х — 30-х годах и рассказывал о новом советском искусстве и обществе.

Геррит Ритвельд, журнал «Новая Россия». Обложка, 1928 Геррит Ритвельд, журнал «Новая Россия». Обложка, 1928

В декабре 1928 года Общество Нидерландов и Новой России опубликовало пробный выпуск нового журнала Nieuw Rusland. Orgaan van het Genootschap Nederland — Nieuw Rusland (Новая Россия. Сообщество Нидерланды — Новая Россия). Согласно редакционной политике, он был направлен на заинтересованных голландцев, которые хотели лучше узнать устройство и обычаи нового советского государства.

Целью журнала было представить культурные события отдельно от политических вопросов. Это было совсем не пропагандистское издание. Редакционный совет, состоявший из признанных экспертов, гарантировал, что журнал сможет выдержать любые резкие критические нападки. Общество было основано в октябре 1928 года Адрианом Питером Принсом (1885—?) и его бывшей женой, педагогом Инной Принс-Виллекес МакДональд (1886—1979).

Паул Схейтема, журнал «Новая Россия». Коллаж, 1932 Паул Схейтема, журнал «Новая Россия». Коллаж, 1932

До этого  информации о новой, только формирующейся русской культуре было мало, и если таковая имелась, то уже устарела. И это несмотря на то, что голландские художники были весьма заинтересованы в художественных экспериментах нового советского государства. Этот интерес был вызван серией публикаций о новом русском искусстве в журнале Тео ван Дуйсбурга (1883—1931) De Stijl («Стиль»). Кульминацией стала публикация о двух квадратах Эль Лисицкого в октябрьском выпуске голландского издания 1922 года. В том же месяце архитектор и издатель Хендрик Видевельд (1885—1987) опубликовал знаменитый Проун («Проект утверждения нового») Эль Лисицкого на обложке журнала Wendingen («Инверсии»). «Первая русская художественная выставка» в музее Stedelijk в Амстердаме прошла в апреле—мае 1923 года (впервые показана в Берлине). Контактная информация из немецких и венгерских источников уже устарела. Наиболее актуальные художественные контакты исходили от голландской коммунистической партии и шли напрямую из советской России.

Журнал Nieuw Rusland должен был стать независимым актуальным изданием, свободным от политики. Отсюда нейтральное название, отсылающее в целом к новой России, без привязки к Советскому Союзу. Определение «новая» указывало на трансформацию: переход от царского режима к более современному обществу. Эта дорога к модернизации отличалась от пути капиталистического Запада тем, что она касалась всего населения страны, особенно молодежи, в результате чего формировался новый тип человека. В журнале были статьи по вопросам грамотности, здравоохранения, рационализации сельского хозяйства, электрификации и индустриализации. Вопросам русской истории или дореволюционного искусства и культуры внимания не уделялось. Но современное искусство и культура получили большое освещение на страницах журнала. В редакционный совет входили режиссер Йорис Ивенс (1898—1989), скульптор Хильдо Кроп (1884—1970) и архитектор-дизайнер Геррит Ритвельд (1888—1964). Именно Ритвельду принадлежат макет и шрифт для названия журнала на обложке, который был использован в макетах почти всех номеров вплоть до 1932 года, когда журнал изменил свое название на Cultuur der U.d.S.S.R. («Культура СССР»), но продолжил нумерацию.

Культура в СССР. Обложка, 1934 Культура в СССР. Обложка, 1934

Базовый макет обложки ритвельдовского дизайна состоял из названия журнала жирным шрифтом на верхней половине страницы. Нижняя половина была разделена на две части. Правая часть (одна треть вертикальной) содержала порядковый номер издания и оглавление; правую часть (две трети) занимали фотоизображения и картинки. Статьи о театре, литературе, архитектуре и искусстве, переведенные с русского, и новые тексты голландских авторов составляли основное содержание журнала. Особенно стоит отметить майско-июньский выпуск 1929 года. В нем были статьи о русской детской книге, плакатах и графике, представленной на выставке в музее Stedelijk в Амстердаме в апреле 1929 года.

Геррит Ритвельд, журнал «Новая Россия». Обложка, 1929 Геррит Ритвельд, журнал «Новая Россия». Обложка, 1929

Выставка в Амстердаме была организована Обществом в сотрудничестве с ВОКС, советской культурной организацией, которая также предоставила фотографии и тексты для журнала. Дизайн каталога выставки был создан Петром Алма (1886—1969), и он показывает влияние русского конструктивизма  на голландских художников и дизайнеров, а также некоторую первоначальную грубость голландского леттеринга. Выставка была важным событием еще и потому, что детские книги, показанные там, имели большое влияние на развитие современной детской книги в Нидерландах и во всей Западной Европе, что неоднократно обсуждалось впоследстви. Влияние Общества распространялось гораздо дальше. Статьи и фотографии, которые были представлены на выставке, вместе с общей атмосферой депрессии в начале 1930-х оказали огромное влияние на голландских дизайнеров (особенно приемы фотомонтажа и соединения фотографии и типографики).

Питер Алма, «Книжная графика в Советском Союзе». Обложка, 1929 Питер Алма, «Книжная графика в Советском Союзе». Обложка, 1929

В 1931 году дизайнер Паул Схейтема (1897—1973) оформил статью о фотомонтаже, написанную Густавом Клуцисом. Схейтема начал использовать приемы фотомонтажа в дизайне рекламы уже в конце 1920-х. Характерным для его макетов стало использование помимо черного и белого только одного красного цвета. Красный использовался для леттеринга или как фоновый цвет. Хорошим примером служит дизайн обложки Nieuw Rusland, посвященного Горькому в 1932  году. С 1933 года, когда Nieuw Rusland был переименован в Cultuur der U.d.S.S.R., Схейтема был упомянут в качестве редакционного советника по архитектуре, унаследовав эту должность от Ритвельда. Приложил ли Схейтема руку к новому дизайну обложки, неизвестно, хотя это кажется маловероятным. Он больше работал с диагоналями, и дизайн нового журнала, как и его предшественника, был основан на сочетании прямоугольников. Верхняя часть с названием, нижняя часть с изображением, и теперь аббревиатура СССР повторялась по всей правой стороне макета.

Паул Схейтема, журнал «Новая Россия». Обложка, 1932 Паул Схейтема, журнал «Новая Россия». Обложка, 1932

В 1932 году у журнала появился двойник. Голландская коммунистическая партия основала Ассоциацию друзей Советского Союза в марте 1931 года. Год спустя, в феврале 1932 года они опубликовали пять выпусков журнала Feiten UIT de Sovjet-Unie («Факты из Советского Союза»). Важность этого журнала не в его содержании, которое напрямую диктовалось из Кремля, но в его обложках. Они были сделаны двумя фотографами из Ассоиации работников фотографов: ArFot1 и ArFot2 (по-голландски: ArbeidersFotografen = ArFot). Нико де Гааз из ArFot1  (1907—2000) и Кас Оортхейс из ArFot2 (1908—1975). Эти обложки демонстрируют понимание фотомонтажа, а также аналогичное грубое использование леттеринга, как и в дизайне 1929 года. Если сравнить второй выпуск марта 1932 года (рис. 7), сделанный Оортхейсом с  его же дизайном для романа Ильи Эренбурга «День второй» двумя годами позже (совместно с Йо Воскейлом (1897—1972), с которым они основали студию OV-20), то становится очевидно, что художник созрел и освоил типографику так же хорошо, как и фотографию.

Кас Оортхейс и Йо Воскейл, «Илья Эренбург “День второй”». Суперобложка, 1934 Кас Оортхейс и Йо Воскейл, «Илья Эренбург “День второй”». Суперобложка, 1934

Последний выпуск Nieuw Rusland / Cultuur der U.d.S.S.R.  вышел в ноябре-декабре 1934 года (выпуск № 70—71). Тираж в течение 6 лет менялся от 1000 до 2000 экземпляров. Число членов Общества возросло до 600 человек зимой 1930/1931 годов и упало до 450 в 1933 году. В этот период Общество предоставляло сообществу голландских художников наиболее актуальную информацию о культуре Советской России. В состав Общества входили некоторые из основных голландских дизайнеров, такие как Ритвельд, Схейтема и Алма. Общество также оказало влияние на молодое поколение фотографов, таких как Оортхейс и де Гааз. С 1934 года новый журнал Ассоциации друзей Советского Союза Rusland van Heden («Сегодняшняя Россия») взял на себя издание Nieuw Rusland как информационного канала из СССР в более классическом облике журнала. Фотомонтаж в сочетании с типографикой остался в оформлении журнала и получил дальнейшее развитие в рекламе и дизайне обложек для книг и брошюр.

Журнал «Россия сегодня». Обложка, 1934 Журнал «Россия сегодня». Обложка, 1934

Иллюстрации из архива авторов.

Перевод Ольги Рудневой.

Опубликовано в журнале «Проектор» №1, 2011.