В прежние эпохи критики рассуждали об изобразительном искусстве точно так же, как сегодня они рассуждают о кино... Почитайте тексты Бодлера, а еще лучше Дидро. И эти выдающиеся авторы, и их менее известные современники обескураживают нас тем, что рассуждают о холстах и бронзах так, будто речь идет о живых людях, реальных вещах, подлинных ландшафтах. Они пытаются проникнуть в мысли и чувства героев, словно те существуют на самом деле. Они пишут об их моральных качествах и психологических состояниях. Иначе говоря, живопись когда-то воспринималась так же, как сегодня кинофильм. Впоследствии наше отношение к ней значительно трансформировалось – в основном под влиянием модернизма. Ведь модернизм берет начало в сомнении относительно способности искусства изображать или описывать так называемый внешний мир – сомнении, которое тематизируется в художественном произведении, приобретающем все более авторефлексивный характер...

01 Хироси Сугимото. Кинотеатр Trylon, Нью-Йорк. 1976

 

Аудиозапись доклада на заседании Открытого исследовательского семинара факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, 21 декабря 2011 года.

Иллюстрации

 

Статья "Лаокоон: новый, исправленный" на сайте журнала "Искусство кино".