В очередной серии архитектурного сериала ART1 — самая спорная концепция развития исторических районов Петербурга. На этот раз о том, что делать с кварталами, расположенными вокруг Конюшенной площади, рассуждает главный архитектор компании «Архитектурная ассоциация Литвинова» Андрей Литвинов.

2013_05_17_Litvinov

Концепция, разработанная командой Андрея Литвинова, появилась на свет раньше остальных шести предложений, выставленных в конце 2012 года на открытый городской конкурс. Первыми ее смогли оценить участники прошлогоднего Петербургского международного экономического форума. Концепция была разработана по заказу подконтрольной Борису и Михаилу Зингаревичам компании «Плаза Лотос Групп», которой принадлежат несколько зданий на Марсовом поле и Конюшенной площади. Уже тогда предложения Андрея Литвинова вызвали не только обеспокоенность градозащитного сообщества, но и противоречивые оценки профессионалов.

Позже концепцию доработали и выставили на организованный Смольным конкурс, итоги которого были подведены в начале текущего года. «Архитектурная ассоциация Литвинова» разделила первое место с мастерской Никиты Явейна. Правда, объектом внимания Ассоциации, в отличие от «Студии-44», стала только одна территория, ограниченная Дворцовой набережной, набережными Лебяжьей канавки, канала Грибоедова, Мойки, а также Невским проспектом.

От Квинси-маркета до Ковент-Гардена

Если представить себе, что предложения Литвинова реализованы в полном объеме, прогулку к обновленной Конюшенной площади можно было бы начать с Невского проспекта. И Малая и Большая Конюшенные улицы превращены в пешеходные променады со множеством зелени, скамеек и невысоких крытых галерей. При этом Малая Конюшенная, в том месте где она сворачивает в Шведский переулок, имеет также и свое подземное продолжение. Спустившись, можно оказаться на территории бывшего таксомоторного парка, на месте которого теперь возвышается гряда стеклянных пирамид. Это сооружение вместе с благоустроенными открытыми участками — результат проведенной на участке джентрификации и новое общественное пространство, наподобие бостонского Квинси-маркета или таллинской Ратушной площади.

konyushennaya-ploschad_2 Конюшенная площадь - "ядро" квартала. Рядом гостиницы, концертный зал и рыночная внутриквартальная площадь

На месте полуразрушенных ангаров и сооружений бывшего таксомоторного парка жизнь теперь бьет ключом: работают продуктовые и букинистические лавки, играют уличные музыканты, проводятся вернисажи под открытым небом. В меню многочисленных ресторанов учтены местные специалитеты: корюшка, килька, ладожский судак.

Конюшенная площадь тоже пешеходная. В центре – большой сквер с фонтанами. Комплекс зданий Конюшенного двора занимает гостиница, а внутренние участки отданы под концертную площадку, некое подобие лондонского Ковент-Гардена. Именно здесь, а не на Дворцовой площади, теперь проходят концерты мировых звезд, а в зимнее время заливается каток.

konyushennaya-ploschad_1 Конюшенная площадь под покровом ночи. Проект "Архитектурной мастерской Литвинова"

Отсюда можно отправиться на Дворцовую набережную, которая на протяжении от Лебяжьей канавки до Литейного моста отдана пешеходам. Тут же и небольшие развалы с винтажными вещами, площадки для выступлений уличных артистов, палатки с квасом и блинами. Автомобили пущены под пролегающим вдоль Невы тоннелю.

Экология и культура

По словам Андрея Литвинова, кварталы вокруг Конюшенной площади уникальны тем, что сохранили свой дореволюционный облик: «Здесь множество памятников, представляющих все стили архитектуры в диапазоне от барокко до неоклассики, и это делает территорию своеобразным «Петербургом в миниатюре». Однако, эти улицы мало населены, здесь мало ресторанов и магазинов, сюда не очень удобно добираться, территория бывшего таксопарка полностью деградировала. В ходе разработки концепции мы опирались на несколько основных понятий. Во-первых, это принципы «умного» урбанизма. Во-вторых, положения, сформулированные Дмитрием Лихачевым в статье «Экология и культура» 1984 года». В тексте концепции «Архитектурной ассоциации Литвинова» есть не только отсылки, но и цитаты из статьи академика: «Принципы сохранения не значат, что надо приостановить в старых городах строительство новых сооружений, держать их «под стеклянным колпаком». Градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении всего, что достойного продолжать свое существование».

malaya-konyushennaya_1 Благоустройство Малой Конюшенной улицы - это сочетание малых архитектурных форм, велодорожек и озеленения

Позиция коренного петербуржца Лихачева, по мнению Андрея Литвинова, является универсальной для разработки подходов к реновации исторического центра. «При создании нового нам важно сохранить и так называемую «небесную линию», и соотношение ширины каналов с высотой домов, - развивает свою идею архитектор. - Бережное отношение к архитектурным деталям, топонимике и жизненному укладу также вполне соответствует нашим предложениям. Все что можно сохранить, нужно сохранять».

malaya-konyushennaya_2 Малая Конюшенная улица. Проект "Архитектурной мастерской Литвинова"

В атмосфере гласности

Особое внимание архитектор Литвинов уделил принципам «умного» урбанизма: «Город должен жить не только летом, но и зимой, не только днем, но и ночью. Необходимо создавать новые общественные пространства, их нехватка в историческом центре очевидна. К тому же появление таких благоустроенных пространств на некогда полузаброшенных территориях даст прекрасный экономический эффект». Помимо этого Андрей Литвинов призывает учитывать «соразмерность окружающей среды человеку». На практике это должно означать концентрацию основной активности в первых и цокольных этажах зданий, обеспечение доступности всех расположенных на этом участке объектов для пешеходов и адаптацию территории под нужды людей с ограниченными возможностями.

malaya-konyushennaya_3 Малая Конюшенная продолжается подземным переходом, связывающим ее с внутриквартальной площадью

«Еще одна важная составляющая любой работы в исторической среде, как бы громко это ни звучало — гласность, - считает Литвинов. - Все изменения в центральной части города должны обсуждаться, а информация о них должна быть открыта».

«Культурный универмаг», амфитеатр и тоннель

«В «Золотом треугольнике» между Невским, Невой и Фонтанкой нет ни торговых площадей, ни антикварного рынка, ни достаточного количества пешеходных зон с ресторанами и кафе, - перечисляет проблемы Андрей Литвинов, - Постоянные споры, возникающие между руководством Эрмитажа и организаторами концертов, которые хотят, чтобы мировые знаменитости выступали на Дворцовой площади, также происходят из-за отсутствия подходящих общественных пространств». Его концепция как раз и предполагает создание «пестрой» городской среды, которая привлечет туристов и понравится горожанам.

kulturnyi-unevermag_1 "Культурный универмаг" - это территория бывшего конюшенного ведомства и таксомоторного парка

В качестве положительных примеров того, чего не хватает современному Петербургу, Андрей Литвинов называет Купеческую гавань в Хельсинки, Ратушную площадь в Таллине, Квинси-маркет в Бостоне и площадь Святого Марка в Венеции. Именно такое пространство, которое станет для города своеобразным «культурным универмагом», Андрей Литвинов и предлагает создать на месте бывшего таксомоторного парка и отчасти на открытых территориях Конюшенного двора. «При этом земля, загрязненная горюче-смазочными материалами, должна быть рекультивирована, а инфраструктура приведена в соответствие с предполагаемым использованием».

kulturnyi-unevermag_2 "Культурный универмаг". Проект "Архитектурной мастерской Литвинова"

Концепция мастерской Литвинова предлагает решения и в сфере транспортной инфраструктуры. Одно из них – прокладка вдоль Невы подземного тоннеля для автотранспорта – вызвало недоумение некоторых коллег. «У нас сложилась драматичная ситуация с набережными Невы, - парирует Андрей Литвинов, - они, оставаясь самым красивым местом в городе, стали главными транспортными магистралями. Мимо зданий Эрмитажа машины едут 24 часа в сутки, к воде сложно подойти, на более чем километровом расстоянии всего четыре перехода».

dvortsovaya-naberezhnaya_1 Дворцовая набережная, согласно концепции Литвинова, почти полностью пешеходная

Другое обстоятельство, вызвавшее немало возмущенных откликов, было связано с идеями Андрея Литвинова о реконструкции Марсова поля. В итоге его предложения о строительстве на этом участке амфитеатра, а также объектов туристической инфраструктуры, отражения в предложенной на конкурс концепции не нашли.

dvortsovaya-naberezhnaya_2 Чтобы освободить Дворцовую набережную от машин, вдоль Невы проложен тоннель