15 мая открылась новая сцена Александринского театра. Да не одна, а сразу четыре – включая репетиционные зоны и медиа-студию. Публике представили не просто новую сцену, а театральный комплекс с несколькими функциями – учебного центра, экспериментальной лаборатории и демонстрационной площадки.

mg_2740_1_2_fused

Представлять новопостроенную сцену решили посредством экскурсии по всем помещениям театрального центра, где одновременно идут спектакли, пишутся сценарии и ведется интернет-трансляция всего происходящего. По замыслу, центр будет жить в таком режиме и после открытия.

Его строительство началось в 2010 году, хотя постановление о создании новой сцены Александринского театра было выдано еще в 1980-х годах. Архитектурный проект здания разработан петербургским бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», интерьерами занимались итальянцы – компания Akd Alvisi Kirimoto + Partners, а техническим оснащением – «Театрально-декорационные мастерские».

Комплекс состоит из трех соединенных между собой корпусов, и все они прячутся во дворах между улицей Росси и набережной Фонтанки. Даже главный вход с набережной утоплен меж соседних домов. Скромность украшает – эти «маскировочные» приемы, наоборот, привлекают внимание к новому зданию и приглашают войти в него.

Оказавшись внутри, зритель попадает в двухуровневое фойе, частью которого стали отреставрированные краснокирпичные стены бывших производственных мастерских Императорского театра. В них заключена основная экспериментальная сцена на 300 мест. Это черный бокс, в котором 12 подвижных плунжеров могут трансформироваться в арену, подиум или амфитеатр – по необходимости.

Над основной сценой находится репетиционная площадка, а в соседних корпусах разместились аудитории, конференц-зал и медиа-студия. Выглядят они исключительно функционально, главное – техническое оснащение. Большие экраны, множество мониторов, камеры – оборудование медиа-центра позволяет записывать, монтировать и транслировать спектакли в режиме онлайн. Здесь собираются создавать интернет-театр. Зрители будут вовлечены в онлайн-игру и смогут участвовать в процессе, находясь при этом сколь угодно далеко.

Игра – одно из ключевых понятий театра, но здесь оно приобретает дополнительный смысл, потому что играть предстоит с технологиями. Это не театр в его привычном понимании, а лаборатория, которая оснащена так, что не только позволяет, но провоцирует использовать новые возможности.

QR-коды, расположенные у отдельных помещений, позволяют заглянуть внутрь, не открывая дверей. А 64 веб-камеры, установленные по всему комплексу, записывают и тут же отправляют изображение в интернет. По обилию техники, наблюдающей за человеком, это напоминает антиутопию, в которой участвуют гости со смартфонами, зрители, сидящие у экранов мониторов, студенты здешнего учебного центра, а также режиссеры и драматурги, получившие в распоряжение цифровой рай. Инициировали такое функциональное наполнение новой сцены художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин и возглавивший недавно БДТ Андрей Могучий. Режиссеры видят новую сцену как полигон для испытания новых приемов, в которых нуждается современный театр.

Появление такой площадки важно и в архитектурном контексте — современное здание, которое появилось в историческом центре, и при этом не стало пугалом, покушающимся на традиционный облик города – прецедент, достойный внимания. Часто такую архитектуру – сдержанную, без ярко выраженной амбиции и сосредоточенную на функции – мы видим в соседних европейских странах. Новая сцена Александринского театра демонстрирует похожий подход у нас.