Председатель петербургского клуба старинной мототехники «Мотоциклистъ» Сергей Кухта рассказал ART1, как купить BMW 1920-х годов и где на нем ездить.

red-october-l-300-1934 Мотоцикл "Красный октябрь" Л-200 1934 года выпускался в Ленинграде

Павел Ульянов. В названии вашего клуба лишних слов нет.

Сергей Кухта. Согласен, название довольно тривиально. Но ничего, более точно отражающего его суть, мы придумать не смогли, поэтому волевым решением я назвал клуб так. Его имя говорит о том, что мы увлекаемся старинной техникой, живем в Петербурге и мы — мотоциклисты, а не байкеры. Хотелось обойтись без американизмов.

П.У. «Мотоциклистъ» — официально оформленная организация?

С.К. Организация в процессе оформления, а сайт — в стадии разработки. Это будет информационный ресурс о коллекциях и событиях, как стенгазета.

П.У. Сколько сейчас членов клуба?

С.К. Мы не стремимся собрать большую толпу. Сейчас нас 12 человек.

05-bmw-r-32-1925 Участник клуба "Мотоциклистъ" на мотоцикле BMW R-32 1925 года

П.У. Солидно. А сколько человек в городе увлекаются ретро-мототехникой?

С.К. 20—30 человек. Я включаю сюда тех, кто сам собирает мотоциклы или хотя бы стремится к этому. Чтобы стать членом клуба, недостаточно просто обладать старой техникой, необходимо еще увлекаться историей и знать технические нюансы. Тех, кто просто покупает и продает мотоциклы, не интересуясь, как эта штука ездит, где и как она была сделана, мы в клуб не берем. А таких людей очень много.

П.У. Сколько старинных мотоциклов в городе сегодня находится в частных руках? Есть ли примеры больших коллекций?

С.К. Если такие и есть, то по понятным причинам широкая общественность о них не знает и не узнает никогда. Рекорд, о котором говорит один из членов нашего клуба — сто мотоциклов, но это еще надо проверить. К тому же коллекционеры, в том числе и я, не любят афишировать такую информацию. Были случаи зависти, случались кражи. Посвященные и так знают, что у кого есть, а непосвященным достаточно того, что показывается на слетах и выставках.

07-zundapp-ks-800-1939 Мотоцикл Zundapp KS-800 1939 года

П.У. Каково общее число такой техники в Петербурге?

С.К. Если рассматривать единицы коллекции, то около 200—250 мотоциклов. Известный и уважаемый в нашей среде Алексей Попов сказал, что Петербург стал ретро-мото-столицей России. Недавно мы начали устраивать клубные выезды в Прибалтику на слеты. Может быть, это не очень скромно, но три последних слета были на девяносто процентов сделаны моими руками. Попов назвал их образцовыми и предсказал, что Прибалтика скоро будет приезжать сюда учиться.

П.У. И Москва, насколько я знаю, приезжает.

С.К. Да. У них ничего подобного, кроме «Экзотики», нет, но мотоциклы там не выделены отдельно. В Москве мероприятия проходят на коммерческой основе и в них участвует малочисленная обеспеченная тусовка.

triumph-k-200-1935 Мотоцикл Triumph K-200 1935 года

П.У. Энтузиастов немного?

С.К. Энтузиасты, может, и есть. Нас регулярно приглашают на сорокинскую «Крокус Экспо». С учетом всех скидок, участие в ней стоит от 100 до 180 тысяч рублей. Нужно быть очень обеспеченным энтузиастом, чтобы везти в Москву свое железо. У всех московских выставок, куда мы ездили в 1990-х и 2000-х, есть масса изъянов. Поэтому я давно вынашивал мысль сделать что-то свое, чтобы ездили к нам. По-моему, мы этого добились.

П.У. Расскажите о «Волхонской версте».

С.К. Просто собрать непонятную толпу и покататься по городу нам было неинтересно. Хотелось сделать что-то осмысленное. Петербург ведь и на самом деле является мотоциклетной столицей России: первые роты императорских мотоциклистов формировались здесь. Самые обеспеченные люди, которые первыми покупали мотоциклы и автомобили, тоже жили здесь. Соответственно, первые гонки на Волхонском шоссе — а тогда это был далекий пригород, просто ровная дорога — проводились тоже в Петербурге. Идея пришла, когда я проезжал по Волхонскому шоссе мимо верстового столба. Соревнования мы немного упростили: современная застройка, развязки и шоссе не позволяют пройти дистанцию в 27 верст до Стрельны полностью, да это и не нужно. Мерной версты, которую проходят все участники соревнований, оказалось достаточно.

h-d-wl-40 Мотоцикл Harley Davidson WL-40 1940 года

П.У. Получается, соревнования — это своего рода фильтр: техника участников должна быть на ходу.

С.К. Да, идея нашего мероприятия еще и такая: мы ездоки на старинной технике. Многие увлекаются постройкой макетов старинных мотоциклов и авто, которые не способны передвигаться. На «Волхонской версте» каждый слет составляет в пробеге 100—150 километров, что подразумевает определенные требования к участникам.

П.У. По каким принципам составляются ваши коллекции?

С.К. Многие формируют их по маркам. Так как я инженер-механик, свою коллекцию я собирал по принципу технического интереса: мне нравится разнообразие конструкции, необычные или очень удачные технические решения.

nsu-osl600-1937 Мотоцикл NSU OSL-600 1937 года

П.У. Меня как раз всегда интересовали технически несовершенные решения. Отмершие, но интересные с точки зрения эволюции.

С.К. Да, такие модели очень интересно доводить до ума, но сложно заставить двигаться в нужном направлении.

П.У. Какие могут быть критерии для тех, кто заинтересуется вопросом и захочет влиться в это движение? С чего начать, какие цены и входной порог?

С.К. Вопрос сложный. У многих членов клуба коллекции формировались еще в советское время, когда выбор техники и цены были совсем другими. У нас есть несколько подающих большие надежды людей, которые начали с банальной советской классики: старой «Явы» или «Иж-49», это совершенно нормально. Восемьдесят процентов тех, кто приезжает на слеты из Германии и Восточной Европы, привозят послевоенную европейскую классику. Эти 50—60-летние модели вполне антуражно выглядят и на них можно безопасно передвигаться по дорогам. Мотоциклы 1920—1930-х годов всегда в меньшинстве. Но именно благодаря им наш слет популярен в той же Прибалтике. В таком количестве, в котором они есть у нас, их больше негде увидеть.

ij-350-1949 Мотоцикл ИЖ-350 1949 года

П.У. Какова средняя стоимость такой ходовой машины?

С.К. Реставрация большинства мотоциклов — это некоммерческий проект. Очень незначительная их часть после реставрации и вложенных 5—10 тысяч евро способна продаться хотя бы с небольшой прибылью. Многие люди сознательно вкладывают деньги для того, чтобы довести модель до ходового состояния, и приезжают к нам на фестиваль. Средняя стоимость отечественной модели — от нуля до 3 тысяч евро за реставрированный экземпляр. Цены на европейскую классику начинаются от 4—5 тысяч евро. За эти деньги можно купить отреставрированный лет пять назад вполне ходовой аппарат. Не такая уж это непосильная задача — купить старинный мотоцикл. Условно, стоимость хорошей ходовой европейской марки равна стоимости нового или слегка подержанного современного импортного мотоцикла, если говорить о BMW или Triumph.

03-jawa-350-1960s Мотоцикл Ява-350 1960-х годов

П.У. Когда и где будет ближайшая «Волхонская верста»?

С.К. Как всегда, в последние выходные июля: в этом году это 27—28 число. Встреча традиционно в Павловске. В этом году мы планируем пробег до Кронштадта, знакомство с достопримечательностями. Особенность нашего слета — «культурная навигация». Так совпало, что мы живем в красивом городе. И мне хотелось, чтобы гости, которые приезжают к нам из-за границы или других городов, не просто бессистемно катались толпой, а могли посмотреть интересные места. Может быть, именно с этим и связана популярность слета.

bmw-r-2-1936 Мотоцикл BMW R-2 1936 года

П.У. Давно ли вы сотрудничаете с выставкой Imis, которая прошла в апреле 2013 года? Насколько вообще популярна выставка ретротехники и как вы взаимодействуете с современностью?

С.К. С современностью взаимодействия нет. Но отрадно, что у выставки ретротехники всегда много зрителей и положительных отзывов. В этом году Imis проходила в четвертый раз, мы участвовали в каждой. Организаторы — конкретно мотоклуб Werewolf и его президент Михаил Некрасов — всегда присылают нам персональное приглашение, что очень лестно. За участие мы не платим денег, мы ее почетные гости. Так что ретро-технику уважают.

bmw-r-51-1938 Мотоцикл BMW R-51 1938 года