«Чувственная математика». – Автор сценария, режиссер Екатерина Еременко, оператор Павел Костомаров., композитор Марк Шредер.  Производство: EEFilms – Россия — Германия, 2012 (60 мин)

1340294073_97826

В петербургских кинотеатрах прошли показы документального фильма «Чувственная математика» Екатерины Еременко – выпускницы ВГИКА, ныне проживающей и работающей в Берлине. Как можно догадаться по названию, картина рассказывает о математике и людях, связавших с ней свою жизнь и чувства. Причем не просто выбравших ее когда-то своей профессией, а одержимых, ставящих науку во главу угла, вечно горящих и жаждущих что-то доказать. По крайней мере, такова задумка.

Фильм имеет довольно четкую и нехитрую структуру. В нем пять глав, каждая из которых посвящена одному чувству и одному герою. По просьбе режиссера каждый именитый математики проводит параллели между чувственным и наукой. Иногда не без натяжки.

Взъерошенный француз Цедрик Виллани, смешно размахивая руками, рассказывает, что заниматься математикой – почти как готовить ужин: после долгого перемешивания идеи, подобно ингредиентам, вдруг соединяются нужным образом. Профессор Анатолий Фоменко сообщает, что, если захотеть, математику можно увидеть – например, в пчелиных сотах. Американец Ади Ранган рассказывает о том, что очень разные запахи состоят из похожих химических элементов. Академик Жан-Мишель Бисмут утверждает, что математику можно слушать, русско-французский ученый Максим Концевич говорит о значении равновесия, а после небольшой лекции немца Гюнтера Циглера об осязаемости мира и его геометричности начинает рябить в глазах.

Автор «Чувственной математики» пытается вовлечь в мир науки каждого зрителя и показать, что это не замкнутое пространство, ограниченное формулами, аудиториями и конференциями, а наоборот, открытое нараспашку и доступное каждому. «Математика вокруг нас», – резюмирует каждый герой фильма, подгоняемый азартным режиссером. Однако на деле эта романтическая идея не всегда находит воплощение в фильме. Периодически, глядя на то, как светлые умы современности объясняют что-то невероятно важное с мелом у доски, начинаешь чувствовать себя как на школьном уроке: слова сливаются в вязкую непонятную конструкцию, мысль улетает все дальше и дальше и думать получается о чем угодно, только не о математике.

Несмотря на то что основная задача выполнена не до конца, фильм смотреть интересно. Герои с вдумчивыми взглядами и тонкими пальцами привлекают внимание сами по себе – как инопланетные существа, живущие рядом и в то же время совсем на нас непохожие. Они вынужденно ютятся в рамках заданной режиссером темы и, кажется, могут сказать намного больше. И хотя бы потому, что эта нереализованная энергия передается зрителю, фильм заслуживает внимания.